Людвиг Витгенштейн
Идеи и их влияние
Основные идеи Витгенштейна
Стал самым известным философским произведением ХХ века. Основная задача «Трактата» –– установить границы мыслимому. Основные предметы размышлений в «Трактате» –– мир, язык, логика и мышление.

Мир и язык зеркально отражаются друг в друге, так как имеют одинаковую логическую структуру.
Возникает, когда мы используем слова, которые не отражают реально существующие вещи, так мы попадаем в иллюзии относительно мира. Большинство философских понятий –– это результат иллюзии, так как они пытаются описать то, что находится за границами мира. Границы мира и языка совпадают. Так возникают философские ошибки.
Только естественная наука способна изучать мир, роль философии должна сводиться к прояснению языковых выражений.

Поздний Витгенштейн показал: ошибочно считать, что слова употребляют непосредственно для выражения идей. Значение слов формируется в процессе практики, которую Витгенштейн назвал языковыми играми. Языковая игра –– это процесс коммуникации, состоящий из языка и деятельности.
Витгенштейн вводит понятие «семейные подобия», чтобы показать, что есть понятия, у которых нет строгих определений, их понимание зависит от ситуации их употребления.
«Логико-философский трактат»
Языковая путаница
Языковые игры
«Семейные подобия»
Витгенштейн разграничивает область реального и область мистического. Область мистического получает статус принципиально невыразимого. В неё входят области этического, эстетического и религиозного. Этическая установка сопряжена с установкой на созерцание мира с точки зрения вечности. Переживание этического и эстетического составляют мистический опыт.
Область реального и мистического
Влияние идей Витгенштейна
«Венский кружок»
(Мориц Шлик, Рудольф Карнап, Отто Нейрат) –– восприняли идеи Витгенштейна как доктрину логического атомизма. Цель философии для них –– создание идеального логического языка и прояснение философских выражений.
Ричард Рорти
Философ, ключ к современному прагматизму и аналитической философии. Он отказывается рассматривать язык как способ отражения реальности. Все слова, которыми мы оперируем, имеют случайный характер и являются результатами языковых игр.
Жак Деррида
Французский представитель философии постструктурализма. Постструктурализм отрицает существование каких-либо метафизических сущностей. Он считает их продуктами языка. Деррида позаимствовал анализ языка и языковых выражений у англо-американской лингвистической философии, Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна.
Новейшая англо-американская аналитическая философия
(Питер Уинч, Норман Малкольм, Раш Рис, Джон Уисдом, Дэвид Блур) –– считают, что задача философии состоит в излечении языка от «метафизической интоксикации».
Лингвистический поворот
Первой трети XX века –– это явление, связанное с переосмыслением понятия и роли языка. Язык стал исходным пунктом философствования, так как он формирует наше обыденное и научное мышление.