Маршалл Маклюэн
Дух эпохи
и источники философии
Дух эпохи
Новые массовые коммуникации
В первой половине XX века активно развивались новые массовые коммуникации — телеграф, телефон, радио, кинематограф, телевизор. Массовые коммуникации изменили повседневность, ускорили ритм жизни и сделали человека более мобильным.
Реклама
Активно развивалась реклама — доходы американцев увеличивались, появились специализированные агентства по созданию рекламных объявлений, которые стимулировали спрос на новые товары. Реклама стала частью американской повседневности.
Комиксы
Возросла популярность комиксов, которые стали частью массовой культуры и оказались влиятельнее книг.
Телефон
Телефон стал триумфом скорости: к 1910 году он позволил установить быструю связь между городами и странами, что существенно ускорило международную коммуникацию.
Популярная музыка
Сформировалась индустрия популярной музыки — молодёжь стала следить за жизнью поп-звезд, которые превратились в мифологических персонажей.
Источники философии Маклюэна
Фома Аквинский
Католический теолог, философ XIII века — сформулировал ряд положений в рамках католицизма, которые оформились в концепцию под названием томизм. Аквинский считал, что человек свободен благодаря разуму и что разум — это основной инструмент познания сущего мира. Помимо этого философ обратил внимание на различие устного и печатного слова.
Айвор Армстронг Ричардс
Психолог и литературный критик — заложил основы «Новой критики», формалистичного направления в теории литературы: оно изучало процесс чтения, а не содержание произведений. Представителей «Новой критики» интересовало, какими выразительными средствами литература воздействует на читателя.
Гилберт Честертон
Английский писатель, философ, светский теолог — писал об отчуждении между современными людьми. По его мнению, мир стал механизированным, и люди уподобились этому механизированному миру — стали слишком рациональными, но с пустыми сердцами. Писал афористично и парадоксально.
Представители модернистской литературы
(Джеймс Джойс, Эзра Паунд и Томас Элиот) — эти писатели и поэты переосмысляли классическую литературу, занимались поисками нового стиля и языка, экспериментировали с формой.
Фрэнк Рэймонд Ливис
Литературный критик — учил студентов анализировать повседневную среду, в частности, рекламу как литературное произведение.
Льюис Мамфорд
Американский социолог — выделил две стадии индустриального развития: первая стадия связана с появлением парового двигателя, что способствовало механизации жизни всего общества; вторая стадия началась, когда изобрели телеграф и телефон — появилась быстрая всемирная коммуникация, изменившая мир.