Иммануил Кант

Идеи и их влияние
Основные идеи Канта
Кант сформулировал три ключевых вопроса, которыми должен заниматься последовательный философ: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?».
Философ выделяет два типа суждений: аналитические и синтетические. Аналитическое суждение не прибавляет нового знания, оно подтверждает известное, синтетическое суждение сообщает новое об исследуемом объекте.
Кант различает два типа знания: апостериорное и априорное. Апостериорное знание мы получаем из опыта, оно единично и случайно. Априорное знание –– это знание, не полученное из опыта, а являющееся результатом работы рассудка. Рассудок обнаруживает закономерности в единичных вещах.
Это не обнаружение законов, объективно существующих в природе, а, наоборот, внесение законов в единичные явления природы. Это внесение происходит по неким априорным правилам, созданным рассудком.
Это условия, в которых мы можем созерцать и мыслить. Пространство упорядочивает наши внешние ощущения, а время –– внутренние ощущения.
Это единство самосознания, которое собирает прошлое, настоящее и будущее воедино. Единство сознания необходимо, чтобы соединять воедино все акты, производимые чувственностью, рассудком и разумом.
Три ключевых вопроса
Два типа мышления
Два типа знания
Познание
Пространство и время
Трансцендентальное единство апперцепции
Разум, выходя на высочайший уровень абстракции, пытаясь осмыслить мир как целое, приходит к неизбежным противоречиям. Эти противоречия Кант сформулировал в форме антиномий. Антиномии –– это термин, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума. Это ситуация, когда противоположные идеи оказываются равнодоказуемыми. Всего Кант выделил четыре антиномии: мир конечен –– мир бесконечен; мир прост –– мир сложен; в мире существует свобода — в мире есть только причинность; есть первопричина мира (то есть Бог) –– нет первопричины.
Человек принадлежит двум различным мирам –– эмпирическому миру природной необходимости и ноуменальному миру нравственной свободы. Эмпирический мир –– это мир природы и мир общества, где человек подчиняется внешним причинам. Ноуменальный мир –– это мир разума, здесь человек обладает свободой. Свобода в практическом смысле выражается в воле, не зависимой от внешних обстоятельств.
Неизбежные противоречия
Два мира
Кант формулирует два вида императива: гипотетический и категорический. Гипотетический императив –– это нравственная обязанность, которая зависит от желаний человека. Категорический императив является всеобщим моральным законом –– безусловным нравственным предписанием в душе человека. Кант так формулирует этот закон: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Человек, следуя категорическому императиву, создаёт проект всего человечества.
Два вида императива
Кант вводит два понятия: феномен и ноумен. Феномен –– это то, как вещь предстаёт перед нами в чувственном восприятии. Человек в состоянии познавать только феномены. Ноумены –– это идеи, которые не выводятся из опыта, это всегда идеи чистого разума. Кант называет ноумены вещами-в-себе. Ноуменами можно считать идеи личного бессмертия, мира как целого, Бога. Эти идеи являются не предметом знания, а предметом веры.
Два новых понятия
Влияние идей Канта
Немецкая классическая философия
(Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Шеллинг и Георг Гегель). Фихте развивал тему Канта о сложном взаимоотношении субъекта и объекта в теории познания. Шеллинг критиковал идею Канта о вещи-в-себе, считая это ошибочным понятием, познание вещей он считал возможным. Гегель развивал теорию познания Канта, создал учение о диалектике, чтобы преодолеть противоречия, в которые впадает чистый разум в философии Канта.
Артур Шопенгауэр
Немецкий философ –– по аналогии с «вещью в себе» Канта рассуждал о воле, которая является первоначалом вселенной и недоступна познанию. Шопенгауэр также критиковал учение о категорическом императиве, считая его категоричность безосновательной.
Неокантианство
Направление в немецкой философии рубежа XIX–XX веков –– опирается на кантовское разделение философии на философию природы и философию нравов для того, чтобы разделить естественные и гуманитарные науки. Неокантианцы устанавливают, что естественные науки выявляют законы, а гуманитарные дисциплины формулируют представления о должном, описывают образцы и исследуют ценности.
Людвиг Витгенштейн
Австрийский философ –– в раннем труде «Логико-философский трактат» он осмысляет мир и мораль аналогично учению Канта: в мире нет морали и божественного, они являются трансцендентными миру, вынесенными за границы мира.
Постструктурализм
Направление философии второй половины ХХ века, которое отрицает существование истины, природы человека и некой универсальной морали. Главным врагом постструктуралистов является метафизика, представителем которой являлся Кант.
Жан-Поль Сартр
Французский философ –– по аналогии с понятием «вещь-в-себе» Сартр ввел два понятия: «бытие-в-себе» и «бытие-для-себя». С помощью этих терминов Сартр зафиксировал различия в существовании вещей и человека. «Бытие-в-себе» –– это существование природной вещи, но человеческое сознание –– это «невещь», оно постоянно изменяется и развивается. Поэтому Сартр называет сознание «бытием-для-себя». Как Кант утверждал свободу человека в его поступках, так и Сартр объявляет человека полностью свободным и ответственным за свою жизнь.