Источники философии Гегеля
Диалектическое учение Платона
Особый метод познания, который позволяет увидеть, как в чувственном мире воплощаются сверхчувственные идеи.
Концепция свободы Жан-Жака Руссо
Руссо обнаружил минусы культурного прогресса. Он понял, что рост экономики и развитие науки не приносят людям счастья. Люди платят за общественный прогресс собственной свободой. Народ должен вернуть себе свободу от господствующих сословий.
Нидерландский философ-рационалист, употребляет термин «Бог» технически, для обозначения первоначала мира, которое обладает творческой силой. Бог создал из себя мир и продолжает его творить. Пришёл к идее о том, что, если весь мир происходит из одного источника, следовательно, есть тайные законы развития мира.
Учение Николая Кузанского о совпадении противоположностей. Кузанский использует спекулятивное мышление, которое порождает чисто умозрительное знание, не выводимое из опыта. Он сформулировал определение Бога как coincidentia oppositorum –– совпадение противоположностей, так как только в Боге исчезают все противоречия.
Кант показал границы познавательных способностей разума и пришёл к выводу, что есть вещи, которые поддаются познанию, и есть вещи-в-себе. Мы никогда не видим вещи объективно такими, какими они являются на самом деле.
Фихте разделяет весь мир на Я и не-Я. Я –– это сознание, субъект познания, не-Я –– объект, природа. Фихте приходит к идее о том, что на самом деле в мире есть только «я» и различные его проявления. Для Фихте противоречие — это не проблема, а творческое начало, источник действия и развития познания.
Обширная традиция мысли, которая является одновременно религиозно-философской и магико-оккультной. Герметизм получил своё название от имени Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего) –– автора ряда «герметических» произведений. Герметизм –– это учение о высших законах природы. Посвящённые в тайны Гермеса не просто знают, как устроен мир, –– они владеют магическим знанием о том, как вернуться в райское состояние Адама до грехопадения.
Учение о природе Шеллинга
Бог абсолютен, но разделён в самом себе, он одновременно является творцом мира и творением. Действительность тотально противоречива, и эти противоречия можно лишь интуитивно примирить в Боге, от которого все произошло.