Георг Гегель
Дух эпохи
и источники философии
Дух эпохи
Великая французская революция
Одно из ключевых событий XVIII века, заложившее основу современного европейского государства. Народ сверг французского короля, абсолютная монархия пала, и на её месте возникла Французская республика. В 1789 в новом государстве приняли Декларацию прав человека и гражданина –– официальный документ, который определяет всех людей свободными и равноправными. Идеи равенства активно начали обсуждать и в других европейских монархиях.
Наполеон Бонапарт
Полководец, государственный деятель, которому удалось заложить основы современного французского государства. Он совершил государственный переворот и захватил власть, став императором в 1804 году. Весь мир следил за его победами. Интеллектуалы пытались философски осмыслить роль Наполеона в мировой истории.
Тюбинген
Центр протестантского богословия. Богословы рационализируют все сверхъестественные события в Библии, считая их метафорами и аллегориями, которые объясняют место человека в мире.
Йена
Центр немецкого романтизма, идейно-художественного направления в культуре и искусстве XIX века. Для романтизма характерны три черты: самоценность творчества, интерес к страстям и иррациональным состояниям человека и одушевление природы. Для романтиков всё, что кажется случайным, на самом деле имеет высший смысл.
Процветание естественных наук
В XVIII веке естественные науки соединялись с магическими представлениями и верованиями. Учёные верили в ясновидение и колдовство, и это не считалось противоречием. Наука и сверхъестественное знание сосуществовали друг с другом.
Источники философии Гегеля
Диалектическое учение Платона
Особый метод познания, который позволяет увидеть, как в чувственном мире воплощаются сверхчувственные идеи.
Концепция свободы Жан-Жака Руссо
Руссо обнаружил минусы культурного прогресса. Он понял, что рост экономики и раз­витие науки не приносят людям счастья. Люди платят за общественный прогресс собственной свободой. Народ должен вернуть себе свободу от господствующих сословий.
Бенедикт Спиноза
Нидерландский философ-рационалист, употребляет термин «Бог» технически, для обозначения первоначала мира, которое обладает творческой силой. Бог создал из себя мир и продолжает его творить. Пришёл к идее о том, что, если весь мир происходит из одного источника, следовательно, есть тайные законы развития мира.
Николай Кузанский
Учение Николая Кузанского о совпадении противоположностей. Кузанский использует спекулятивное мышление, которое порождает чисто умозрительное знание, не выводимое из опыта. Он сформулировал определение Бога как coincidentia oppositorum –– совпадение противоположностей, так как только в Боге исчезают все противоречия.
Гносеология Канта
Кант показал границы познавательных способностей разума и пришёл к выводу, что есть вещи, которые поддаются познанию, и есть вещи-в-себе. Мы никогда не видим вещи объективно такими, какими они являются на самом деле.
Идеализм Фихте
Фихте разделяет весь мир на Я и не-Я. Я –– это сознание, субъект познания, не-Я –– объект, природа. Фихте приходит к идее о том, что на самом деле в мире есть только «я» и различные его проявления. Для Фихте противоречие — это не проблема, а творческое начало, источник действия и развития познания.
Герметизм
Обширная традиция мысли, которая является одновременно религиозно-философской и магико-оккультной. Герметизм получил своё название от имени Гермеса Трисмегиста (Трижды Величайшего) –– автора ряда «герметических» произведений. Герметизм –– это учение о высших законах природы. Посвящённые в тайны Гермеса не просто знают, как устроен мир, –– они владеют магическим знанием о том, как вернуться в райское состояние Адама до грехопадения.
Учение о природе Шеллинга
Бог абсолютен, но разделён в самом себе, он одновременно является творцом мира и творением. Действительность тотально противоречива, и эти противоречия можно лишь интуитивно примирить в Боге, от которого все произошло.