Познание не должно начинаться ни с истинного, ни с ложного. Оно должно начинаться с общего, банального, с того, что лежит на поверхности. Движение мысли происходит от абстрактного к конкретному. Познание движется от менее богатого и содержательного знания к более богатому и содержательному.
Гегель высоко ценит философское мышление, так как оно порождает субъективные смыслы, которые имеют объективное значение. Только в мышлении человек достигает уровня смыслов, объективно значимых для всего человечества.
Реальность раздвоена: есть видимый и скрытый миры. Цель познания, по Гегелю, узнать, как скрытый мир порождает видимый мир. Это означает, что нужно рассматривать действительность через призму её внутреннего устройства.
Гегель выделяет три важных вида познания: рассудочное, диалектическое и спекулятивное. Рассудок помогает находить общие закономерности в вещах. Диалектика Гегеля –– это наука о развитии вещей. Так как противоречивость –– неотъемлемое свойство самого мира, диалектическая логика не игнорирует противоречия, а мыслит через противоречия. Спекулятивным считается знание, которое не выводится из опыта, а является чисто умозрительным. Спекулятивное знание разворачивается в понятии как высшей форме мышления
Гегель формулирует три закона диалектического мышления: единство и борьба противоположностей, закон перехода количества в качество и закон двойного отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что весь мир состоит из противоположных начал. Они едины по природе, но находятся в борьбе друг с другом.
Бытие внутри себя однородно, оно отличается от любого другого бытия. Но в бытии накапливаются количественные изменения, и когда эти количественные изменения достигают критической фазы, возникает новое качество бытия. Так, одна противоположность переходит в другую.
Всякий процесс познания цикличен. Движение мысли осуществляется сначала через самоутверждение, затем через самоотрицание и затем –– через снятие противоположностей в их синтезе.
Три закона диалектического мышления
Закон перехода количества в качество
Вся реальность –– это воплощение Мирового духа. Мировой дух –– это инстанция, которая овладевает природой и делает её средой своего обнаружения. Духу нужно познать себя в инобытии, служащем ему зеркалом, и тогда в ходе познания он преодолеет самоотчуждение и вернется к себе.
Дух создаёт природу как зеркало для самоузнавания. Начиная путь самопознания в природе, Дух продолжает его в культуре и истории. Высшей формой познания себя для духа становится философия.