Задача философии Делёза — демистифицировать традиционные философские учения, в частности психоанализ.
Чтобы пересмотреть роль бессознательного Делёз и Гваттари ввели концепты «фабрика» и «театр». Психоанализ видит бессознательное как театр — воспроизводство одного и того же. По Делёзу, бессознательное — это фабрика, оно производит энергию, а не воспроизводит травму.
Делёз и Гваттари создали шизоанализ как альтернативу психоанализу. Они сформулировали три точки расхождения: бессознательное множественно, а не универсально; бредят о космосе, а не о семье; бессознательное это фабрика, а не театр.
Шизоанализ учит человека не держаться за целостность идентичности, а формировать множественное сознание. Это освобождает желания и помогает отказаться от чувства вины и репрессивного отношения к бессознательному. Если идти за своими желаниями, человек будет неизбежно меняться.
Ещё одна задача Делёза — «ниспровержение платонизма». Платонизм — это матрица всей западной философии. Платоновский мир идей — это мир образцов, а наш мир — это мир копий, при этом копирование — это всегда порча.
Делёз предложил две метафоры мышления — древовидное и ризоматическое. Древовидное — это иерархическое мышление, которое выделяет центр и периферию. Ризоматическое мышление неиерархично и децентрировано.
Шизоанализ как альтернатива психоанализа
Ниспровержение платонизма
Задача философии — изобретать концепты. Концепты освобождают от зависимости от чужих понятий, и помогают взглянуть на реальность самостоятельно.
Мир состоит из бесчисленных машин. Машиной является всё, что осуществляет работу, которая производит результаты или эффекты. Наши тела, сознание, бессознательное, желания — тоже машины. Машины подключаются к другим машинам, чтобы удовлетворить свои потребности.
Работающие машины — это тела-организмы. Тело-без-органов — это стратегия сопротивления, это безбрачные холостые машины. У них нет причин и целей, организации и иерархии. Тело-без-органов думает не о пользе, а о наслаждении.
Делёз призывает к «деиндивидуализации» себя, советует стать номадом, носителем кочевнического мышления. Номада соотносится с понятием ризома. У номады нет миссии, высоких целей. Таково кочевническое мышление — свободное и независимое.