Фуко предложил новый способ интерпретации истории — археологию знания. Она позволила увидеть, что история не накапливает знания, она радикально прерывна.
История — это смена эпистем, способов объяснения и познания мира. Фуко выделил три вида эпистем:
· ренессансная — слова и вещи связаны через идеи сходства и подобия;
· классическая — слова и вещи связаны через посредника — мышление;
· современная — язык выражает внутренние состояния, не подходит для высказывания истины.
Эпистемы выявляются через дискурсы. Дискурс не может существовать, если нет репрессированных элементов реальности.
По логике Фуко, тела преступников перестали уничтожать, их стали перевоспитывать. Так возник новый тип наказания — дисциплинарный. Дисциплинарные практики стали применяться за пределами тюрем: в школах, интернатах, казармах. Цель дисциплины — сформировать послушное тело, угодное государству.
Современная форма власти — диффузна, то есть обезличена. Она входит в тело путём дисциплинарных практик, в которые человек погружается с рождения.
Это форма управления биологической жизнью. Её цель — массовое создание здоровых тел, экономически выгодное для государства.
Фуко предлагает два типа освобождения:
·дионисийские практики — опыты изменённого сознания, алкоголь, бдсм-практики;
· аполлонические практики —
слушать, говорить, писать, познавать.