Как менялась мода на украшения с 1920-х годов до конца столетия
Ювелирное искусство XX века реагировало на войны и экономические кризисы, на появление новых субкультур и научно-технический прогресс. Вкусы менялись из десятилетия в десятилетие, но мы всё ещё путаемся в украшениях разных эпох. Разберёмся, как трансформировалась мода последние сто лет и как эти изменения отражались на ювелирном деле.
Кризис после первой мировой войны требовал новых решений в искусстве, та формируется ар-деко. Этот стиль получает свое название в честь Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года. Акцент делался на декоративном искусстве.
Ар-деко: влюблённость в современность
Технический прогресс и археологические раскопки
Европу и США охватила эстетика технического прогресса, небоскрёбов и локомотивов. В то же время увлечение всем прогрессивным сочеталось с интересом к прошлому. Следуя за археологическими находками времени, стиль ар-деко вобрал в себя элементы изобразительного искусства классической античности, Египта и культуры ацтеков.
Простые геометрические формы
Строгие и прямые линии, симметрия и простые формы, характерные и для современных технологий, и для искусства Египта, которым вдохновлялись ювелиры.
Материалы
Белые металлы: белое золото, платина
Сюрреализм и фрейдизм
Рождённый в 20-е годы сюрреализм к третьему десятилетию века вышел на пик популярности. На художников и ювелиров эпохи влияли идеи Зигмунда Фрейда. Акцент в ювелирном искусстве делался на всем странном, необычном и внезапном.
Сны и метаморфозы
Ювелирам нравилось использовать в работах мотивы снов и видений. В украшениях стали появляться образы, которые не существуют в реальности: например, жуки-глаза или руки-листья.
Искаженные формы
Украшения должны были вызывать удивление, казаться странными, искаженными
Материалы
Золото, серебро, пластик, мех
Трагедии войны
Вторая мировая истощила все человеческие и материальные ресурсы. Европа находилась в глубоком кризисе, время лёгкости и беззаботности прошло.
Гербы и цветы
Часть мастеров стала обращаться к теме войны через отсылки к государственным символам и наградам. Такие украшения были призваны создать ощущение стабильности. Другие ювелиры наоборот стремились стереть войну из своей памяти: они прибегали к традиционным мотивам флоры и фауны. Такие украшения ассоциировались с первозданной природой и с жизнью без войны.
Сдержанность
40-е — период сдержанности и ограниченности ресурсов. В украшениях наступила мода на минимализм и классику, проверенную временем, были востребованы символичные образы.
Материалы
Бижутерный сплав, кристаллы, полудрагоценные камни
Классика и традиции
В этот период ювелиры продолжали обращаться к довоенным, проверенным временем мотивам. Украшения подчёркивали статус в обществе, семейные ценности и традиции, которые удалось сохранить или обрести. Доминировали женственные мотивы: цветы и бабочки.
Спокойствие
Простые формы, прямые линии, лаконичный дизайн.
Восстановление утраченного
Послевоенное время — эпоха восстановления городов и экономик. Эти годы связаны со становлением сверхдержав (СССР и США), которые старались вернуть стабильность своим народам и всему миру. В Америке родился спрос на новые и доступные вещи, которые символизировали благополучие нации.
1920-е
1930-е
1940-е
1950-е
Материалы
Драгоценные металлы, жемчуг, полудрагоценные камни, бижутерный сплав, кристаллы
Природа и пластик
В новом мире молодёжи и науки стали появляться необычные абстрактные украшения, подчёркнуто нетрадиционные материалы, такие как люцит и бакелит! В то же время оставались актуальными мотивы флоры и фауны, которые ассоциировались с миром без войны, против которой выступали хиппи.
Экстравагантность
60-е — эпоха экспериментов с цветом, фактурами и формами. Новые материалы (например, пластик) позволяли создавать контрастные сочетания ярких цветов и разных геометрических форм.
Свингующая молодежь
После двух насыщенных и тяжёлых десятилетий культура наконец подготовилась к перерождению. 60-е стали десятилетием юности и научных открытий. Человек впервые полетел на Луну, а на Земле настало время хиппи — самой яркой молодёжной субкультуры.
1960-е
Материалы
Искусственные материалы, кристаллы, пластик: люцид и бакелит
Естественность vs эффектность
В моде 70-х главенствовали два противоположных направления. Музыка и клубы способствовали развитию стиля диско, в одежде было много металла и блеска. Параллельно в моду вошли изделия в стиле традиционных украшений коренных народов Америки. и яркие серьги в виде диско- шаров.
Блеск vs Природа
Ювелиры активно обращались к мотивам природы, вдохновлялись вечеринками хиппи и танцоров диско. В украшениях много блеска.
Сексуальная революция и диско
Америка и СССР находились в тихом опасном противостоянии, за которым следит весь мир. Внутри общества одно за другим происходят важные социальные изменения: переживает результаты сексуальной революции, огромную популярность приобрели дискотеки и телешоу. В Америке 70-е окрестили Me Decade, то есть десятилетием эгоцентризма.
1970-е
Материалы
Бижутерный сплав, пластик, кожа, кристаллы
Поп-культура и минимализм
В моде продолжают сосуществовать два направления: сдержанность и эпатажность. Звезды поп культуры вводят в моду все самое эффектное: объемная одежда, подчеркнутые формы и блеск металла. Этому противостоит респектабельность и сдержанность политиков и интеллигенции Запада. Это мода на строгие костюмы, дорогие материалы и элитные бренды.
Объемность
В костюмной моде большое значение имеет объем (плечи, карманы, многослойность). Прически также объемные, иногда экстремально. Субкультуры также влияют на неординарный подход и экстравагантность повседневной моды. При этом украшения достаточно сдержаны, нейтральны.
Общество потребления
80-е стали временем потребления и материализма. В культуре началась эпоха максимализма: потребителю всегда чего-то не доставало. Фильмы, сериалы и популярная музыка задают направление трендов в моде.
1980-е
Материалы
Бижутерный сплав, кристаллы, пластик
Простота vs Самовыражение
Спокойные оттенки и лаконичные формы соседствовали с яркими образами. Выбирать между ними не приходилось. В зависимости от мероприятия можно было выглядеть сдержанным или дерзким, выбирать спокойную классику или создавать роковой образ.
Умение сочетать стили и формы
В моде акцентность: простые линии и важность ярких деталей. Также ценилось умение сочетать разноформатные украшения. В моде унисекс.
Поиски себя
Время индивидуальностей, когда каждый считал себя особенным. Уже давно нет единого главенствующего стиля, людям важно выражать себя через одежду и украшения.
1990-е
Материалы
Драгоценные металлы, бижутерный сплав, пластик
Стритстайл и естественность
2000-е — это время контрастов. В украшениях это выражается в использовании крупных и ярких элементов хип-хопа в сочетании с минимализмом 90-х.
Экспериментальность
В моде многослойность и сложность. В то же время ценится естественность и сдержанная акцентность. Активное использование ткани, кожи и других мягких материалов добавляет шик.
Мода, доступная каждому
Время, когда одежда и украшения стали ещё более важными для выражения своих взглядов на жизнь. Дизайнеры начала XXI века помогают потребителям выразить своё видение мира. Возрастает роль стритстайла и масс-маркета.
2000-е
Материалы
Драгоценные металлы, бижутерный сплав, ткань
Фибула в виде орла
VI в. Вестготы
Материалы:
золочение бронзы, стекло, кость, драгоценные камни

Где хранится сейчас:

Музей Уолтерса, Балтимор

Описание:

Создание эмалей и огранка камней — технологии редкие и дорогие, а значит, брошь принадлежала богатому и знатному европейцу. О том, что украшение создано в центральной Европе, нам говорят сочетание металлов разных цветов (этого было сложно добиться), акценты, сделанные на орнаменте и драгоценных камнях, и отсутствие изображений человека или животного. В данном случае в виде орла, чей образ ассоциировался с властью и военной мощью.
Лотарский кристалл или Кристалл Сюзанны
гравировка 855869 гг., обрамление V век Лотарингия
Материалы:
горный хрусталь, медь

Где хранится сейчас:
Британский музей, Лондон

Описание: 
Созданный по заказу Лотаря II, кристалл остаётся загадкой для историков искусства. Всё ещё не ясно его предназначение. Главная теория — это подарок в знак примирения короля с женой. Такой вывод сделали на основании изображённого на кристалле сюжета, который частично соотносился с личными проблемами Лотаря. На кристалле мы видим библейскую историю о Сусанне, которую ложно обвинили в прелюбодеянии. Лотарь же попытался развестись с женой, обвинив её в кровосмешении. После того, как папа римский отказался давать паре развод, Лотарь простил свою жену, и кристалл мог стать символом признания её невиновности. Какими бы ни были причины создания кристалла, одно можно сказать точно: высококачественная гравировка говорит о высоком уровне ювелирных мастеров при каролингском дворе.
Реликварий (то есть хранилище реликвий)
XIXIII вв. Бельгия
Материалы:
позолоченное серебро и медь, эмаль, 200 драгоценных камней, полудрагоценные камни (халцедон, яшма, агат, оникс, горный хрусталь, сапфир)

Где хранится сейчас:
крепость Пражский Град, Прага

Описание: 
Реликварий Святого Мавра, созданный для бенедиктинского аббатства во Флорене — это одновременно типичное и необычное произведение позднесредневекового искусства.Типичное, потому что реликварии для мощей святых (в этом случае— Иоанна Крестителя, Святого Мавра и Святого Тимофея) были распространены по всей Европе и к XIV веку находились практически в каждом монастыре и соборе. Необычное — благодаря мастерству ювелиров, которые работали над реликварием. Тонкое сочетание драгоценных камней и гемм, использование объёмных фигур святых по бокам и высококачественная эмаль — всё это говорит о высоком уровне мастера и богатстве аббатства, которое заказало этот реликварий.
Браслет
500700 гг. Византия
Материалы:
золото, серебро, жемчуг, аметист, сапфир, стекло, кварц

Где хранится сейчас:
Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Описание: 
Характерный для Византии браслет отличается яркими цветами, качественной огранкой и тонким креплением камней и жемчуга. Несмотря на аккуратную работу мастера, сам браслет смотрится массивным. Такие решения отражают любовь византийцев к демонстрации богатства: крупные жемчужины и драгоценные камни, которые должны были быть видны даже издалека.
Брошь для шляпы «Иоанн Креститель»
1500–1525 гг. Франция
Материалы:
золото, эмаль

Где хранится сейчас:
музей Виктории и Альберта

Описание:
В эпоху Ренессанса украшения с религиозными сюжетами стали неотъемлемой частью светского костюма. Таким сюжетом вполне могла стать и отрубленная голова Иоанна Крестителя.

Над брошью работал талантливый эмальер: цвета эмали насыщенны и равномерны, границы нигде не нарушены. Белый лик святого подчеркнут золочением. Такая тонкая работа с изображением характерна для эпохи.

Для Ренессанса также характерен символизм: например, белый цвет лика символизирует чистоту и смерть. Красный фон и круглая форма броши отсылают к истории из Нового Завета, согласно которой отрубленную голову Иоанна преподнесли Саломее на блюде.

Подвеска «Лебедь»
конец XVI в. Нидерланды
Материалы:
золото, эмаль, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг

Где хранится сейчас:
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Описание: 
Такие подвески-парагоны стали типичными для знати эпохи: они говорили о возможности не только купить крупную редкую жемчужину, но и заплатить хорошему ювелиру, чтобы тот создал маленький шедевр. Линии подвески плавные и переплетающиеся между собой, что характерно для маньеризма. Свойственны маньеризму и яркие цвета: ювелир использует контрастные зелёный и бордово-красный. При этом сохраняется символизм Возрождения: лебедь — символ изящества и верности, жемчужина напоминает о тесной связи прекрасной птицы с водой. 
Подвеска
16301660 гг. Испания
Материалы:
золото, рубины, эмаль

Где хранится сейчас:
Музей Виктории и Альберта, Лондон

Описание: 
Подвеска-бант соответствует эпохе Барокко: она усыпана большими драгоценными камнями хорошей огранки. Камни сочетаются с яркой эмалью, создаётся ощущение торжественности и театральности. В Испании в это время были в моде чёрные одежды, которые обильно украшали ювелирными изделиями. Размер предмета и мастерство ювелира невозможно было скрыть на таком тёмном фоне.
Эгрет
17261775 гг. Италия
Материалы:
серебро, золото, аметист, циркон

Где хранится сейчас:
Британский музей, Лондон

Описание: 
Такое украшение делало наряд лёгким и изящным. Все детали некрупные, только несколько камней среднего размера как будто брошены на веточки-пёрышки, которые готовы сломаться под весом камней. Предмет начинает искриться, как только на него попадает свет. Всё как будто приходит в движение и играет со зрителем.
Корпус часов
1770 г. Франция, для Турецкого рынка
Материалы:
металл, эмаль


Описание: 
Часы — важный аксессуар человека эпохи Просвещения. На первом месте — функциональность, красота — уже на втором. В центре эмалевого орнамента — античная ваза, выполненная в технике гризайль. Это отсылка ко временам, когда человек, как и в эпоху Просвещения, считался центром мира.
«Камейная» тиара
1804 г. Франция (Париж)
Материалы:
жемчуг, вставки из камей

Где хранится сейчас:
Северный музей, Стокгольм

Описание:
Это необычайно яркий для эпохи неоклассицизма ансамбль. Лаконичная цветовая гамма остаётся в рамках строгого стиля: мастер использует несколько оттенков золота, белый металл и мелкий жемчуг. В изделии использованы камеи: с одной стороны, это обращение к Античности, которое не противоречит неоклассицизму, с другой — сильный декоративный приём, который балансирует на грани этого стиля.
Бриллиантовое колье императрицы Марии-Луизы,
подарок Наполеона I в связи с рождением сына
1811 г. Франция
Где хранится сейчас:
Смитсоновский институт, Вашингтон

Описание: 
От классицизма в колье сохраняются симметрия и чистые линии, а акцент, в соответствии с имперским стилем, делается на качестве материала и безупречном исполнении.
Брошь-подвеска
конец XIX в. Франция
Материалы:
золото, турмалин, бриллианты

Где хранится сейчас:
Смитсоновский институт, Вашингтон

Описание: 
Украшение имитирует своей формой рокальные броши XVIII века. Однако ювелир не просто скопировал изделие в стиле рококо, он подстроился под желания заказчика и создал уникальное украшение.
Траурное кольцо
1860–1861 гг. Англия
Материалы:
эмалированное и гравированное золото

Где хранится сейчас:
Музей Альберта и Виктории, Лондон

Описание:
Мемориальные кольца служат напоминанием об усопшем и известны с древнейших времён, но пик их популярности пришёлся на эпоху символизма. Это кольцо было сделано в память о Ханне Дарби, умершей как раз в 1860 году. Буквы AEI, выложенные бриллиантами, означают греческое слово «Навсегда». Такие кольца можно было купить в ювелирных магазинах, а надпись добавляла им индивидуальности.
Нагрудное украшение «Павлин»
1898–1900 гг. Франция
Материалы:
эмаль, опалы, бриллианты

Где хранится сейчас:
Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон

Дизайнер:
Рене Лалик


Описание: 
В броши нет прямых углов и ровных линий. Все линии текучие, плавные, переливаются друг в друга, симметрия отсутствует. Элегантный тонко очерченный павлин находится в центре украшения и задаёт динамику композиции. Сочетание разных материалов и сложная палитра приглушённых цветов характерны для стиля модерн.
Брошь
начало 1960-х. Англия
Материалы:
белое золото, жёлтое золото, рубины, сапфиры, изумруды, бриллианты

Где хранится сейчас:
Дидье и Мартин Хаспеслаг, Didier Ltd, Лондон

Дизайнер:
Джино Северини

Описание:
Футурист Джино Северини, как и многие авангардисты, в 1960-х перерабатывал свои картины в произведения ювелирного искусства. В эту маленькую брошь Северини перенёс динамизм, метаморфозность и геометричность своих футуристических работ.