Из видео мы узнали, что Климт часто делал отсылки к культуре разных эпох и стран. Эта памятка поможет запомнить, каким искусством вдохновлялся художник и чьё влияние стоит искать в его работах. Помимо этого мы вспомним главные темы, к которым Климт раз за разом возвращался в своём искусстве.
Отсылки и главные темы в творчестве Климта
Источники вдохновения
Климт обратился к искусству далёкого прошлого так, как до него этого не делал никто — он показал его без прикрас. Художник изображал древних богов в непривычных позах, раскрашивал их яркими красками и изображал их фигуры на холстах необычных форматов. Символы в его работах — это не просто отсылки к старинному искусству. Климт показал древний мир другим: менее прекрасным и менее идеализированным.

Вот главные источники его вдохновения:
Архаическая Греция. Большинство художников рубежа веков обращались к классическому искусству Греции (V–IV в. до н.э.). Климт, в отличие от них, делал отсылки к ещё более древнему искусству — архаическому (VII–VI в. до н. э.). И если современники Климта в основном вдохновлялись греческой скульптурой классики, то нашего героя интересовали росписи ваз и архаика. Например, на портрете композитора Йозефа Пембауэра мы видим фигуру Аполлона, покровителя музыки, в точности скопированную с вазы.
Благодаря символам из древнего искусства картины Климта приобретают глубину и наполняются дополнительными смыслами. При этом художник не только делает отсылки к античному или египетскому искусству, он практически оживляет на картинах ушедшую эпоху. Он не приукрашивает древний мир, чтобы на него было приятнее смотреть, а воспроизводит оригинальные формы и цвета.
Древний Египет и Микены. На фризе во дворце Стокле можно найти отсылки к древнеегипетскому и микенскому искусству. Так, на Древе жизни вырастают египетские глаза бога Гора — они символизируют плодородие и божественную власть. А одежды влюблённых покрыты кругами, которые напоминают золотые микенские диски.
Климт обратился к искусству далёкого прошлого так, как до него этого не делал никто — он показал его без прикрас. Художник изображал древних богов в непривычных позах, раскрашивал их яркими красками и изображал их фигуры на холстах необычных форматов. Символы в его работах — это не просто отсылки к старинному искусству. Климт показал древний мир другим: менее прекрасным и менее идеализированным.

Вот главные источники его вдохновения:
Архаическая Греция. Большинство художников рубежа веков обращались к классическому искусству Греции (V–IV в. до н.э.). Климт, в отличие от них, делал отсылки к ещё более древнему искусству — архаическому (VII–VI в. до н. э.). И если современники Климта в основном вдохновлялись греческой скульптурой классики, то нашего героя интересовали росписи ваз и архаика. Например, на портрете композитора Йозефа Пембауэра мы видим фигуру Аполлона, покровителя музыки, в точности скопированную с вазы.
Благодаря символам из древнего искусства картины Климта приобретают глубину и наполняются дополнительными смыслами. При этом художник не только делает отсылки к античному или египетскому искусству, он практически оживляет на картинах ушедшую эпоху. Он не приукрашивает древний мир, чтобы на него было приятнее смотреть, а воспроизводит оригинальные формы и цвета.
Древний Египет и Микены. На фризе во дворце Стокле можно найти отсылки к древнеегипетскому и микенскому искусству. Так, на Древе жизни вырастают египетские глаза бога Гора — они символизируют плодородие и божественную власть. А одежды влюблённых покрыты кругами, которые напоминают золотые микенские диски.
Древний мир
Если из древнего искусства Климт заимствовал образы, то отсылки к Средним векам имели иной характер. В этой эпохе мастера интересовали художественные приёмы и техники:
Византийские мозаики — главное вдохновение Климта. Художник познакомился с этими мозаиками в Равенне и Венеции и был поражён тем, как в этих работах использован золотой цвет. Благодаря мозаикам золото появилось и в творчестве Климта: он стал выделять им отдельные символы и детали картин — круги, линии, листья и спирали. На картине «Водяные змеи I», например, благодаря золоту вся поверхность превращается в драгоценное декоративное панно.
Вдохновение средневековым искусством позволило Климту вознести современные ему сюжеты на уровень библейских историй.
Иногда Климт перерабатывал средневековые сюжеты на современный лад. Например, девушка с младенцем с картины «Три возраста женщины» вызывает ассоциации с Мадонной — важным образом в западноевропейском средневековом искусстве. Её образ кажется символичным за счёт обилия декоративных деталей на картине. В то же время сама она остаётся обычной современной девушкой из плоти и крови.
Если из древнего искусства Климт заимствовал образы, то отсылки к Средним векам имели иной характер. В этой эпохе мастера интересовали художественные приёмы и техники:
Византийские мозаики — главное вдохновение Климта. Художник познакомился с этими мозаиками в Равенне и Венеции и был поражён тем, как в этих работах использован золотой цвет. Благодаря мозаикам золото появилось и в творчестве Климта: он стал выделять им отдельные символы и детали картин — круги, линии, листья и спирали. На картине «Водяные змеи I», например, благодаря золоту вся поверхность превращается в драгоценное декоративное панно.
Вдохновение средневековым искусством позволило Климту вознести современные ему сюжеты на уровень библейских историй.
Иногда Климт перерабатывал средневековые сюжеты на современный лад. Например, девушка с младенцем с картины «Три возраста женщины» вызывает ассоциации с Мадонной — важным образом в западноевропейском средневековом искусстве. Её образ кажется символичным за счёт обилия декоративных деталей на картине. В то же время сама она остаётся обычной современной девушкой из плоти и крови.
Средневековье
Древнее и средневековое искусство соседствует на картинах Климта с современностью. Художник изучал новые идеи и тенденции в науке и культуре и органично вплетал актуальные для начала века идеи и темы в образный мир своих картин. Вот из каких сфер Климт заимствовал визуальные образы:
Искусство. Климт изучал современное ему искусство и вдохновлялся коллегами. Например, образ пышнотелой Невоздержанности для цикла картин «Бетховенский фриз» напоминает человека с иллюстрации «Алибаба и сорок разбойников» британца Обри Бёрдсли.
Благодаря отсылкам к современности живопись Климта была не только оригинальной, но и актуальной для современников. Климт анализировал изменения, которые происходили в мире, и отражал их в своём искусстве.
Медицина. Климта завораживало человеческое тело в его мельчайших подробностях, которые стало возможным разглядеть в микроскоп. Для усиления символического смысла он часто наводняет свои полотна растительными и природными мотивами, загадочные символы, похожие на живые клетки и биологические формы. Например, на картине «Даная» мы видим бластоцисты — то есть эмбрионы на пятый-шестой день развития.
Психология. Многие их символов Климта принято считывать во фрейдистском ключе. Например, спирали на картине «Юдифь II» можно трактовать как женское начало, а треугольники в нижней части холста — как мужское.
Древнее и средневековое искусство соседствует на картинах Климта с современностью. Художник изучал новые идеи и тенденции в науке и культуре и органично вплетал актуальные для начала века идеи и темы в образный мир своих картин. Вот из каких сфер Климт заимствовал визуальные образы:
Искусство. Климт изучал современное ему искусство и вдохновлялся коллегами. Например, образ пышнотелой Невоздержанности для цикла картин «Бетховенский фриз» напоминает человека с иллюстрации «Алибаба и сорок разбойников» британца Обри Бёрдсли.
Благодаря отсылкам к современности живопись Климта была не только оригинальной, но и актуальной для современников. Климт анализировал изменения, которые происходили в мире, и отражал их в своём искусстве.
Медицина. Климта завораживало человеческое тело в его мельчайших подробностях, которые стало возможным разглядеть в микроскоп. Для усиления символического смысла он часто наводняет свои полотна растительными и природными мотивами, загадочные символы, похожие на живые клетки и биологические формы. Например, на картине «Даная» мы видим бластоцисты — то есть эмбрионы на пятый-шестой день развития.
Психология. Многие их символов Климта принято считывать во фрейдистском ключе. Например, спирали на картине «Юдифь II» можно трактовать как женское начало, а треугольники в нижней части холста — как мужское.
Современность
Тема
Женщина
Образ женщины — центральный в творчестве Климта. Художник изображает современных ему венок и наделяет их образы символическим значением. Чаще всего на картинах Климта девушки показаны как femme fatale, то есть как роковые красавицы. Они сексуальны, горделивы и смотрят на зрителя сверху вниз, как незнакомка с портрета «Дама в шляпе и боа из перьев».
Любовь
Любовь для Климта — то, ради чего стоит жить. Центральная роль в картинах на эту тему всегда отводится женщине. Например, на картине «Невеста» мечтательная девушка находится в центре композиции, а её возлюбленный стоит немного поодаль. Климт считает свадьбу, к которой готовятся герои, праздником и кульминацией жизни. Отношение к этому событию на картине подчёркивается декоративными приёмами.
Смерть
Художник говорил не только о радости и любви, но и о болезнях, пороках и смерти. Смерть у Климта — непременная спутница жизни. Как правило, смерть на его картинах всегда идёт рука об руку с любовью. С помощью такого соседства Климт будто иллюстрирует идею философа Шопенгауэра: «Мир как желание, как слепая сила в вечном круговороте рождается, любит и умирает». На картине «Смерть и жизнь» люди, которые «рождаются» и «любят», оказываются слепы к Смерти, которая взирает на каждого из них с полотна.