Из видео мы узнали, что визитные карточки Климта — его работы с золотым фоном, — это лишь короткий период в творчестве художника. Прежде, чем прийти к «золотому периоду», Климт долго искал свой стиль. И даже после создания знаменитого «Поцелуя» он продолжал эксперименты и пытался подчеркнуть женскую красоту всё новыми и новыми способами. Запомнить, как менялась манера письма художника, поможет эта памятка.
Как менялся стиль Густава Климта
Ранние работы — академизм
(1876–1892)
В начале карьеры Климту была близка академическая живопись, главное в которой — реалистичность изображения. «Портрет сидящей девочки» 1894 завораживает своим реализмом, детальной проработкой костюма и интерьера. В то же время уже в ранних работах Климт уделял особое внимание форме и силуэту фигур. На портрете светлое платье юной модели контрастирует с тёмно-бордовой стеной.
Портрет сидящей девочки, Густав Климт, 1894
Увлечение импрессионизмом (1892–1897)
В 1890-е годы Климт начал вдохновлялся импрессионизмом — его мазок стал более свободным и фактурным. Посмотрите, как отчётливо видны мазки на рукаве дамы с «Портрета девушки на природе». При этом здесь можно найти отголоски будущего стиля Климта: уже в этот ранний период художник изобразил модель на фоне цветущего куста так, что зелень практически поглощает героиню картины. Впоследствии этот эффект декоративности усилился: если глядя на «Портрет девушки на природе» легко понять, где модель, а где — фон, то на более поздних картинах женщины стали практически сливаться с задним планом.
Портрет девушки на природе, Густав Климт, 1893-1899
Модерн (1897–1903)
Под влиянием искусства модерна живопись Климта изменилась: художник начал делать композицию картин ассиметричной, что придавало работам динамику. В то же время он стал писать на квадратных холстах, которые кажутся более статичными, чем прямоугольные. Благодаря такому сочетанию в картинах появился дополнительный конфликт: движение как будто ограничивается границами холста.

Помимо этого в работах стало больше декоративности. Например, в портрете Маргариты Стонборо-Витгенштейн Климт все ещё изображает лицо и руки реалистично, а вот остальные детали становятся плоскими и геометричными. Фон состоит из квадратов, прямоугольников и кругов и лишь отдалённо напоминает реальные обои, которые могли украшать стену. За головой модели расположена плавная линия, которая напоминает нимб и подчёркивает изящество героини.
Портрет Маргариты Стонборо-Витгенштейн, Густав Климт, 1905
Золотой период (1903–1910)
Ключевым приёмом Климта в этот период стало использование золота. Иногда художник выделял золотом отдельные детали, а иногда покрывал большие участки холста или даже весь фон. В работе «Надежда II» героиня изображена на фоне тёмной золотой плоскости. Такой фон напоминает драгоценные оклады византийских икон. От периода увлечения модерном здесь сохранился контраст между реалистичной проработкой рук и лица и стилизованными фоном и одеждой. Такой контраст, впрочем, тоже напоминает нам об иконах: лица и руки женщин выделяются на фоне платья, которое превращается в плоское чередование форм и любимых Климтом символов — кругов, спиралей и цветов.
Надежда II,
Густав Климт, 1907—1908
Поздний период (1910–1918)
В поздний период золото ушло из творчества Климта, место золота занял цвет. Поверхность полотен Климта превратилась в причудливый калейдоскоп из чистых ярких оттенков. Фигуры и лица моделей перестали контрастировать с символическим фоном. На «Портрете Адели Блох-Бауэр II» героиня практически сливается с цветным орнаментальным фоном. Плавные волнистые линии её платья перекликаются с линиями, которые образуют цветы на обоях. Мазок вновь становится более фактурным и свободным, в то же время на декоративной картине появляются повседневные детали — модная причёска, платье и шляпка.
Портрет Адели Блох-Бауэр II, Густав Климт, 1912