Гид по вселенной
Стэнли Кубрика
Кто вдохновлял режиссёра
Кубрик был хорошо знаком с теорией Фрейда, поэтому в его фильмах есть много фрейдистских отсылок. Самый узнаваемый фрейдистский элемент у Кубрика — фаллический символ. Например, таким символом выступает атомная бомба, которую седлает герой фильма «Доктор Стрейнджлав».
Зигмунд Фрейд, психоаналитик
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», 1964
Кубрик познакомился с теориями монтажа Эйзенштейна через работы другого советского классика, режиссёра Всеволода Пудовкина. В частности, у Эйзенштейна Кубрик позаимствовал интеллектуальный монтаж, то есть монтаж метафор. При таком монтаже кадры, не связанные друг с другом напрямую, ставятся рядом и вызывают у зрителя неожиданные ассоциации.
Сергей Эйзенштейн, режиссёр
«Октябрь», реж. Сергей Эйзенштейн, 1927
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«2001 год: Космическая одиссея», 1968

Оскар: Лучшие визуальные эффекты
Самый прорывной фильм
«Спартак», 1960

Оскар:
– Лучшая мужская роль второго плана (Питер Устинов)
– Лучшая работа оператора (цветные фильмы)
– Лучшая работа художника (цветные фильмы)
– Лучшая работа художника по костюмам (цветные фильмы)
Первый фильм на важную тему
«Тропы славы», 1957
Дебютный фильм
«Поцелуй убийцы», 1955
Как работал над сценарием
В основе фильма часто лежит литературный источник, но Кубрик не экранизирует его дословно
Режиссёр учитывает интересы массового зрителя
В сценарии много действия и мало слов
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», 1964
«Сияние», 1980
«Барри Линдон», 1975
Фильм снят по мотивам романа «Красная тревога» — антиутопии на тему ядерной войны. Кубрик же превращает зловещий первоисточник-триллер в абсурдную комедию.
Семидесятые годы в истории кино — это расцвет фильмов ужасов. Успех низкобюджетных ужастиков вроде «Техасской резни бензопилой» привлёк внимание крупных киностудий. Отсюда на излёте десятилетия появилось «Сияние» Стэнли Кубрика, который задумал снять самый страшный фильм ужасов.
Соблазнение графини Барри Линдоном построено на монтаже взглядов героев. Текст в сцене есть, но его не очень много и он не так важен. Основа разговора — дежурные аристократические фразы, которые не выражают суть действительных переживаний героев. Кубрик доносит идею через изображение.
О чём снимал
Злоупотребление властью и насилие
Сексуальное начало человека
Конфликт разумного и бессознательного
«Заводной апельсин», 1971
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», 1964
«Убийство», 1956
Герой возглавляет молодёжную банду, главная цель которой — насилие. В один момент он попадает в тюрьму, где в ходе медицинского эксперимента ему на физиологическом уровне вызывают отвращение к насилию. В финале фильма к власти приходят либерально настроенные люди, которые признают эксперимент над героем негуманным и требуют вернуть ему свободу выбора. Таким финалом Кубрик показывает, что любое насилие недопустимо, даже насилие государственного аппарата по отношению к преступнику.
Сексуальное начало человека — одна из основных тем у Кубрика. Персонажи его милитаристских картин вытесняют плотское влечение в маскулинное насилие. А фамилия доктора Стрейнджлав явно намекает на эту компенсацию.
Идеальное спланированное ограбление завершается неудачей из-за мужской несостоятельности одного из членов банды: уже во время дележа денег все грабители оказываются убиты любовником его неверной жены.
Главные герои фильмов
Противоречивый герой
Герой с уязвлённым мужским самолюбием
«Цельнометаллическая оболочка», 1987
«С широко закрытыми глазами», 1999
В центральном персонаже Кубрик подчёркивает двойственность самой человеческой природы. Главный герой носит на голове каску с надписью «Рождённый убивать», а на груди — символ мира.
Главный герой в исполнении Тома Круза — очень характерный кубриковский персонаж. Случайное признание жены в том, что она чуть было не изменила ему, наносит серьёзный удар по его мужской гордости, и он отправляется в сексуальную одиссею по Нью-Йорку.
С кем любил работать
Оператор, который отвечает за чарующий световой рисунок в фильмах Кубрика «Заводной апельсин», «Сияние» и «Барри Линдон».
Джон Олкотт
Исполнительный продюсер четырёх фильмов Кубрика, а ещё по совместительству верный друг и брат его жены.
Ян Харлан
Художник по костюмам, которая принесла «Оскар» за лучшие костюмы историческому фильму «Барри Линдон».
Милена Канонеро
Особенности съёмки
Интеллектуальный монтаж, когда между стоящими рядом кадрами возникает неожиданная ассоциация
#стиль
#композиция
«Лолита», 1962
«Барри Линдон», 1975
«2001 год: Космическая одиссея», 1968
#монтаж
Кубриковское барокко — то есть изощрённое, слишком красивое изображение
Строгая симметрия кадра
Необычное, но обязательно оправданное сюжетом освещение в кадре
#стиль
#стиль
«Заводной апельсин», 1971
«Цельнометаллическая оболочка», 1987
«Сияние», 1980
#свет
Гротеск, то есть сочетание несочетаемого. Например, страшного и смешного в одном кадре
Рапид — замедленное действие
Фирменный ракурс Кубрика, когда герой исподлобья смотрит прямо в камеру
#движениекамеры
«Заводной апельсин», 1971
«Сияние», 1980
#ракурс
«Стэдикам», который стабилизирует изображение при движении камеры