Словарь символов Рене Магритта
Какие символы использовал в своих работах Рене Магритт и что они значат
Рене Магритт часто изображал на картинах простые предметы и считал, что даже самая привычная вещь может быть сюрреалистичной. В то же время художник подчёркивал, что образы на его картинах ничего не значат и что попытки трактовать их лишают картины поэзии и загадки. Мы прислушались к совету мастера и не стали интерпретировать символы на его картинах однозначно. Вместо этого мы собрали образы, к которым Магритт обращался чаще других, и приглашаем вас поразмышлять об их значении вместе с нами.
Магритт считал образ человека в котелке самым банальным. Но стоит поместить эту фигуру в непривычный контекст (например, подвесить её воздухе), как у зрителей появляются новые ассоциации. Шляпа-котелок сразу становится символом современного человека, скованного условностями, и одновременно отсылает нас к самому Магритту: он тоже жил обычной жизнью и носил обычные котелки, но в то же время успевал создавать парадоксальные композиции.
Голконда, 1953
Образ окна у Магритта связан с размышлениями о пространстве и границах реальности. Например, если окно на картине разбито, то вместе с осколками на полу комнаты может оказаться и часть пейзажа, который виднеется за окном. Помимо этого окно может путать нас и напоминать картину. Мы смотрим на него и не понимаем: перед нами пейзаж в раме или реальный вид из окна?
Условия человеческого существования, 1933
Магритт считал, что зеркала связаны с магией, поэтому на картинах художника они становятся символами другой реальности и отражают не то, что должны отражать по законам физики. Например, на картине «Воспроизведение запрещено» мы видим затылок мужчины, который стоит к зеркалу лицом. Из-за этого кажется, что мы смотрим не на отражение в зеркале, а на чей-то портрет. Так художник показывает, что зеркало способно не только демонстрировать реальность, но и показывать что-то скрытое.
Воспроизведение запрещено, 1937
Шляпа-котелок
Окно
Зеркала
Чаще всего листья в работах Магритта превращаются во что-то ещё. Например в птиц, как на картине «Спутники страха». В этом образе Магритт мастерски соединяет противоположности — движение и обездвиженность, живое и неживое. Тут же мы можем заметить ещё одну закономерность — отражение целого в его части. Отдельный листок может напоминать целое дерево, а иногда и играть его роль на картине.
Спутники страха, 1942
Светлые деревянные шары у Магритта выступают в роли загадочных метафизических объектов. Это символ простоты и законченности и одновременно отсылка к картинам Джорджо Де Кирико, на которых тоже часто встречались объёмные геометрические фигуры.
Запрещенная литература, 1936
Традиционно яблоко в живописи выступает в роли библейского плода и отсылает нас к истории грехопадения. У Магритта немного другой подход. Он объяснял его так: «Те из моих картин, на которых изображены очень знакомые объекты, например, яблоко, должны вызывать вопросы. Когда мы смотрим на яблоко, мы больше не понимаем его, так проявляется его таинственность».
Прекрасный мир, 1962
Листья-птицы
Шар
Яблоко
Голубое небо с белыми облаками — частый фон композиций Магритта. Облака помогают создать обманчиво-реалистичное пространство, в которое художник вписывает сюрреалистическую композицию. Само облачное небо, по мнению Магритта, тоже может быть сюрреалистичным, ведь облака могут быть похожими на зверей или какие-то предметы. Художнику они напоминали летящие по небу багеты, и он перенёс эту ассоциацию на холст.
Империя света (первая в серии), 1949
Птицы — один из важных для Магритта образов. В эти образы художник мог вкладывать разные значения. Это могут быть и традиционные для живописи символы мира, и личные для Магритта символы движения и душевного порыва. Но иногда птицы на его полотнах — это просто птицы, которые сидят в клетках или летят. Каждый раз интерпретировать образ нужно, исходя из контекста.
Бог не святой, 1936
Загадочные фигурки, похожие на шахматные, сам Магритт называл «бильбоке», так как они напоминали ему одноимённую детскую игрушку — палочку с шариком на верёвке. Бильбоке на картинах Магритта похожи то на колонны, то на стволы деревьев в лесу. А иногда они прекращают перевоплощаться и становятся самостоятельными деталями картин.
Ранее утро, 1942
Облака
Птицы
Фигурка-бильбоке
Ключ к полям, 1936