Живопись эпохи Возрождения
памятка
Линейная перспектива — искажение пропорций реальных тел по мере их удаления на картине.
Тональная перспектива — искажение четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления на картине.
Маньеризм — художественный стиль, характеризующийся утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком.
Станцы — комнаты в папском дворце Ватикана с фресками Рафаэля.
Сфумато — смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух.
Проторенессанс
1200 – 1400
Мадонна Оньисанти (1310 г.) Джотто ди Бондоне
Композиция: Символическая: фигуры располагаются в соответствии с канонами изображения сюжета
Перспектива: Единой перспективы нет
Колорит: Яркий: простые контрастные цвета
Свет: Символический: реального солнечного света нет
Фигуры: Материальные: ощущается вес фигур, убедительные жесты, но еще нет светотени
Композиция: Статичная: действие разворачивается параллельно плоскости холста, появляется архитектура и различные планы
Перспектива: Линейная
Колорит: Контрастный: яркие но более сложные оттенки
Свет: Создаем объем: источник света находится сверху слева, но мы его не видим
Фигуры: Объемные: за счет проработанной светотени фигуры трехмерны, появляются некоторые эмоции
Алтарь Монтефельтро (1474 г.) Пьеро делла Франческа
1400 – 1490
Ранний Ренессанс
Поздний Ренесанс
1530 – 1590
Мадонна с младенцем над евангелистами Марком и Лукой (1575 г.) Якопо Тинторетто
Композиция: Динамичная: в основе схема остается прежней, но в рамках пирамиды фигуры наделяются большей динамикой
Перспектива: Линейная, тональная и оптическая
Колорит: Темный: приглушенные оттенки
Свет: Эмоциональный: освещает сцену из конкретного источника, создавая яркие контрасты света и тени
Фигуры: Неестественные: фигуры вытянуты, позы напряженные, жесты резкие и экзальтированные
Композиция: Пирамидальная: фигуры располагаются в пространстве более свободно, но по-прежнему подчиняются математическим законам
Перспектива: Линейная, тональная и оптическая
Колорит: Гармоничный: более сложные оттенки, составляющие тонкую гармонию
Свет: Объединяет: сливает объекты и пространство в единое целое
Фигуры: Естественные: жесты и позы плавные и натуральные, мотивированы сюжетом
Сикстинская Мадонна (1514 г.) Рафаэль Санти
1490 – 1530
Высокий Ренесанс