Сохранить
Рембрандт: хронология творчества
Слава пришла к Рембрандту ещё в молодости, но не вскружила ему голову. Он любил своё дело и был ему верен всю жизнь, несмотря на личные и финансовые трудности. Как развивался стиль Рембрандта от ученических до самых поздних работ, кто повлиял на творчество художника и с какими проблемами столкнулся мастер на своём пути, вам расскажет эта хронологическая памятка.
Период
Важные личности
1606–1630
Лейденский период
1631–1642
Амстердам и пик славы
Переходный период
1643–1657
1658–1669
Поздний период
1
3
5
7
Раскаявшийся Иуда, возвращающий сребреники, 1629
© Замок Малгрэйв, Лит, Северный Йоркшир
Якоб ван Сваненбург, 1571–1638 — нидерландский живописец, первый учитель Рембрандта
Жертвоприношение Авраама, 1635
© Эрмитаж
Святое семейство, 1645
© Эрмитаж
Возвращение блудного сына, около 1668
© Эрмитаж
Питер Ластман, 1583–1633 — нидерландский живописец, учитель Рембрандта
Ян Ливенс, 1607–1674 — друг и коллега Рембрандта, работал с ним в одной студии. При жизни считался соперником Рембрандта
Константин Гюйгенс, 1596–1687 — секретарь принцев Оранского дома, поэт, учёный и композитор. Ценитель живописи. Поддерживал молодого Рембрандта
Саския ван Эйленбург, 1612–1642 — жена и муза Рембрандта
Николас Тульп, 1593–1674 — урождённый Клас Питерсзон, голландский хирург и бургомистр Амстердама. Первый заказчик группового портрета у Рембрандта
Ян Сикс, 1618–1700 — выходец из богатой купеческой семьи, член городского совета Амстердама. Коллекционер искусства, друг Рембрандта
Хендрикье Стоффельс, 1626–1663 — модель и любовница Рембрандта, мать его дочери Корнелии
Говард Флинк (Говерт Флинк), 1615–1660 — нидерландский художник, ученик Рембрандта, популярный мастер исторических полотен
Титус ван Рейн, 1641–1668 — сын Рембрандта и Саскии
1606–1630
Лейденский период
Родители видят интерес юного Рембрандта к живописи и отдают его учиться в мастерскую исторического живописца Якоба ван Сваненбурга в родном Лейдене. Через три года, в 17 лет, Рембрандт уезжает в Амстердам учиться у художника Питера Ластмана и проводит там четыре года. Затем Рембрандт возвращается в Лейден, открывает мастерскую с коллегой Яном Ливенсом и набирает первых учеников.

Работы Рембрандта этого периода написаны в ярком и светлом колорите, в них видна детальная проработка. Одежды на персонажах картин богатые и экзотические. Так проявляется влияние Ластмана, который любил всё пёстрое и старательно выписывал детали. Также в работах этого периода заметно влияние караваджизма с его резкой светотенью. Рембрандт много пишет по мотивам библейских историй Ветхого и Нового Завета и рисует с натуры на рынках и площадях, желая привнести в работы саму жизнь.

1631–1642
Амстердам и пик славы
В эти годы Рембрандт переезжает в Амстердам, где молниеносно становится популярным: состоятельные заказчики считают его «новым Рубенсом» и мастером портретов. Успех Рембрандта окончательно закрепляет картина «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632).

В 1634 году Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург. Именно жена вдохновляет художника на такие яркие портреты, как, например, «Автопортрет с Саскией на коленях». Картины этих счастливых для Рембрандта лет полны тёплых оттенков. Это хорошо видно по холсту под названием «Даная»: на нём изображена нагая девушка, от которой будто бы исходит золотое сияние. В 1642 году у Рембрандта заказывают групповой портрет, который мы знаем под названием «Ночной дозор». Эта картина — вершина творчества художника.

В этот период Рембрандт продолжает писать на любимые им библейские сюжеты. Он выбирает истории со слабо разработанной иконографией. Количество персонажей и фоновых деталей сокращается, художник всё большее внимание уделяет тщательно выстроенной, но при этом лаконичной композиции.

1643–1657
Переходный период
В жизни Рембрандта наступает чёрная полоса: в 1642 году умирает его любимая жена Саския. Кроме того, у художника всё меньше заказывают картины. С одной стороны, многие недовольны отсутствием сходства на портретах и жалуются на сложный характер художника. С другой стороны, спрос на искусство в принципе падает из-за прихода в Голландию чумы и проблем в экономике.

В эти годы художник создаёт одну из самых шокирующих работ — картину «Бычья туша» (1655). И в этот же период появляются идиллические холсты на тему Святого семейства. Будто бы выражая тоску по тихой семейной жизни, художник наполняет картины мерцающими красными и золотисто-коричневыми красками. Всё меньше внимания он уделяет проработке мелких деталей и атрибутов, всё реже обращается к театрализации. Он сливает божественное и обыденное, отдаётся камерности и внутреннему спокойствию.

1658–1669
Поздний период
Финансовое положение Рембрандта ухудшается. Он продаёт дом и даже могилу Саскии и переезжает в еврейский квартал на окраине города. Последним ударом судьбы для художника становится смерть сына Титуса. Эта трагедия, несомненно, отразилась в полотне «Возвращение блудного сына» (около 1668).

Бывшие заказчики всё чаще предпочитают Рембрандту его собственных учеников, которые пишут в гладкой ясной манере. Рембрандт же в отличие от своих последователей полностью отказывается от условностей. Он создаёт уникальные по техническим и эмоциональным характеристикам полотна. На его последних картинах совсем нет места лишним деталям и пафосной театрализованности. Это библейские драмы, показанные максимально лично. Рембрандт кладёт краску пастозно, почти объёмно, чтобы добиться впечатления драгоценной фактуры. Из темноты картин, написанных в этот период, выступают не эпические, а загадочные и молчаливые фигуры библейских персонажей.