Временные рамки:
VI век — первая половина XV вв.
Характерная постройка:
Святая София (Стамбул, Турция)
Особенности интерьера:
1. Архитектор делает акцент на куполе, символе небесного свода
2. Формирование крестово-купольной системы приводит к тому, что размер куполов в храмах постепенно уменьшается в диаметре (София и её большой купол в этом случае — исключение)
3. Интерьер формируется комбинацией пространственных объёмов
4. Внутреннее детали отделки храма сомаштабны человеку
5. Декор: облицовка цветным мрамором, золотая мозаика, фреска. На стенах храмов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и светские. Например, часто можно встретить византийских императоров
Временные рамки:
XI–XII века
Характерная постройка:
Нотр-Дам-ля-Гранд (Пуатье, Франция)
Особенности интерьера:
1. Каменные своды базилик
2. Пространство кадрируется стройными рядами аркад и колонн (как и в раннехристианских базиликах)
3. В средневековых колоннах отсутствуют ордерные пропорции и членения. Капители превращаются в скульптуры
4. Нервюры не только конструктивная деталь, но и украшение свода
5. Центральный неф остаётся почти без освещения
6. Композиция росписей соответствовует архитектурным членениям интерьера
7. Изобилие скульптурного декора
Собор Святой Софии. И.Милетский и А.Тралльский,Стамбул, 532–537 гг.
Нотр-Дам-ля-Гранд, XI век
Временные рамки:
XIII–XV вв.
Характерные постройки:
Капелла Сен-Шапель (Париж, Франция), Амьенский собор (Амьен, Франция)
Особенности интерьера:
1. Высота — главный признак красоты
2. Воздушный лёгкий интерьер
3. С XIII в. стрельчатая форма проникает не только в конструктивные активные элементы (свод), но и в элементы декора (например, в порталы)
4. Свет означает присутствие божественного. Задача архитекторов — создать как можно больше оконных проёмов
5. Витражи, которые были и в романскую эпоху, во времена готики становятся доминирующим элементом декора. Витраж воспринимается как Библия в картинках, поэтому сюжеты витражей в основном религиозные
6. К середине XIII в. столпы, на которые опираются своды, обрастают пучками колонн
7. Происходит усложнение нервюрной сети
8. В отделке нет полихромии, то есть многоцветности: покраска и роспись стен встречаются очень редко
9. Скульптура преимущественно используется на фасадах, а не в интерьерах (хотя она и встречается в алтарных преградах и некоторых опорных столбах)
Сент-Шапель, 1242–1248 гг.