Временные рамки:
VI — первая половина XV вв.
Характерная постройка:
Святая София (Стамбул, Турция)
Особенности интерьера:
1. Архитектор делает акцент на куполе, символе небесного свода
2. Формирование крестово-купольной системы приводит к тому, что размер куполов в храмах постепенно уменьшается в диаметре (София и её большой купол в этом случае — исключение)
3. Интерьер формируется комбинацией пространственных объёмов
4. Внутреннее детали отделки храма сомаштабны человеку
5. Декор: облицовка цветным мрамором, золотая мозаика, фреска. На стенах храмов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и светские. Например, часто можно встретить византийских императоров
Временные рамки:
XI-XII вв.
Характерная постройка:
Нотр-Дам-ля-Гранд (Пуатье, Франция)
Особенности интерьера:
1. Каменные своды базилик
2. Пространство кадрируется стройными рядами аркад и колонн (как и в раннехристианских базиликах)
3. В средневековых колоннах отсутствуют ордерные пропорции и членения. Капители превращаются в скульптуры
4. Нервюры не только конструктивная деталь, но и украшение свода
5. Центральный неф остаётся почти без освещения
6. Композиция росписей соответствовует архитектурным членениям интерьера
7. Изобилие скульптурного декора
Собор Святой Софии. И.Милетский и А.Тралльский,Стамбул, 532–537 гг.
Нотр-Дам-ля-Гранд, XI век
Временные рамки:
XIII-XV вв.
Характерные постройки:
Капелла Сен-Шапель (Париж, Франция), Амьенский собор (Амьен, Франция)
Особенности интерьера:
1. Высота — главный признак красоты
2. Воздушный лёгкий интерьер
3. Стрельчатая форма проникает не только в конструктивные активные элементы, как свод, но и в элементы декора (в порталы, оконные проёмы)
4. Свет — символ божественного, поэтому архитекторы стремятся использовать как можно больше окон
5. Витражи становятся доминирующим элементом декора
6. Столпы, на которые опираются своды, обрастают пучками колонн
7. Происходит усложнение нервюрной сети
8. В отделке нет многоцветности: покраска и роспись стен встречаются очень редко
9. Скульптура преимущественно используется на фасадах, а не в интерьерах
Сент-Шапель, 1242–1248 гг.