Как читать архитектуру
Главное о конструкциях зданий, их фасадах, планировке и интерьерах
В лекциях мы проанализировали несколько зданий, изучили их конструкции, фасады и интерьеры. Эта памятка поможет запомнить, как отличить ферму от мембраны и готический интерьер — от эклектичного. Ещё вы найдёте в ней список вопросов, которые помогут анализировать архитектуру разных эпох. Сохраняйте памятку на телефон и используйте её в путешествиях и во время прогулок по родному городу.
Какими бывают строительные конструкции
Стоечно-балочная система — состоит из вертикальных несущих и горизонтальных несомых элементов
Арка — криволинейная конструкция, перекрывает пролёт здания, лежит в основе всех сводчатых конструктивных систем.
Ферма — решетчатая несущая конструкция, cостоит из соединённых между собой стержней.
Каркас — скелет здания, состоит из отдельных скреплённых между собой стержней
Самонесущая оболочка — конструкция, ограниченная криволинейными поверхностями.
Мембрана — облегчённая тентовая конструкция покрытия, перекрывает большие пролёты.
Какой может быть планировка здания
Центральная симметрия
Осевая симметрия
Группировка помещений вокруг центрального ядра
Симметрия относительно одной точки.
Здания с такой планировкой предполагают, что человек в них будет вести себя спокойно. Центральная симметрия должна помочь концентрации, интеллектуальной или духовной работе, поиску себя или общению с Богом.
Симметрия относительно вытянутой оси.
Такие планы подразумевают активное поведение в интерьере, движение к определённой цели.
Центральное ядро в композиции нужно, чтобы соединить разрозненные ячейки (комнаты, квартиры) в целостную структуру.
Такие планы подходят утилитарным постройкам (например, обычным жилым домам или зданиям различных учреждений: почты, больницы, школы и т.п.) и подразумевают уединение в компартментах.
Как анализировать и описывать фасад здания
Шаг 1
Проанализировать, какими средствами архитектор создаёт ритмический рисунок фасада.
Для это ответьте на вопросы:
1. Симметричен фасад или нет?
2. Какое у фасада членение: горизонтальное или вертикальное? Преобладают прямые линии или кривые?
3. Какие в здании окна? Какая у них форма, насколько их много и как они расположены?
4. Есть ли на фасаде объёмные формы? Например, башни, ризалиты и эркеры.
Шаг 2
Изучить поверхность здания, его фактуру.
Для это ответьте на вопросы:
1. Из какого материала сделан фасад?
2. Это конструктивный материал или облицовка?
3. Оштукатурен фасад или нет?
Шаг 3
Оценить декор.
Для это ответьте на вопросы:
1. Использует ли архитектор ордер? Если да, он малый или большой?
2. Есть ли арочный декор?
3. Есть ли скульптуры? Если да, какая функция у скульптур? Они напоминают нам какой-то сюжет, они символичны? Может быть, они использованы в пропагандистских целях или в чисто эстетических?
4. Есть ли живописный декор? Если да, для чего он нужен? Помогает подчеркнуть структуру здания, создаёт эмоциональный накал или помогает в навигации?
Как анализировать объёмно-пространственную композицию
Шаг 1
Разберите здание на геометрические объёмы. Здание состоит из сфер, кубов или каких-то других форм? Каким из-за этих форм кажется здание: статичным или динамичным?
Шаг 2
Коротко опишите материальные характеристики здания: оно большое или маленькое, высокое или низкое? Обязательно оцените масштаб здания относительно того, что расположено вокруг него: другие здания, поля, горы.

После того, как осмотритесь кругом, сделайте вывод: почему это здание именно такое? Архитектор хотел, чтобы оно органично вписывалось в окружающую среду или выделялось на фоне пейзажа или других зданий?
Шаг 3
Разберитесь с тем, как сооружение расположено в пространстве. Оно ориентировано вертикально, горизонтально и диагонально?
Шаг 4
Поймите, как здание вписано в окружающую среду: оно свободно расположено в открытом пространстве или плотно вписано в городскую застройку?
1. Если здание расположено свободно, можно ли обойти его кругом, или архитектор сделал акцент только на обзоре с одной точки зрения?
2. Если здание вписано в плотную городскую застройку, то где оно стоит: на улице, на площади, на естественном возвышении рельефа или на берегу водоёма? Постарайтесь понять, почему архитектор поместил здание именно в этом месте и как это соотносится с его объёмом и высотой.
Шаг 5
Попробуйте понять замысел архитектора.
1. Здание несёт в себе исключительно утилитарный характер, или в нём есть символическое, духовное наполнение?
2. Какая функция у сооружения? Культовая, жилая, общественная?
Интерьеры разных эпох и стилей
Античность: Греция
Временные рамки:
VII век до н. э. — I век н. э.

Характерная постройка:
Парфенон (Афины, Греция)

Особенности интерьера:
1. Внешняя форма важнее интерьера (как и во всех древних религиозных зданиях)
2. Небольшие пространства, в помещения проникает свет, но его не очень много
3. Кессонированный потолок (эта черта веками оставалась популярной в оформлении интерьера)
Античность: Рим
Временные рамки:
VI век до н. э. — V век н. э.

Характерная постройка:
Пантеон (Рим, Италия)

Особенности интерьера:
1. Мраморный скульптурный декор с сюжетом (панафинейские шествия)
2. Статуя бога
3. Окулюс (большое круглое окно в куполе, пропускающее много света, что делает комфортным длительное пребывание человека внутри храма)
Архитектура раннего христианства
Временные рамки:
III век н. э. — VI век

Характерная постройка:
Сан-Аполлинаре-Нуово (Равенна, Италия)

Особенности интерьера:
1. Интерьер важнее внешней формы
2. Колонны оказываются внутри здания. И если в античных храмах колонны выполняли важную художественную функцию, то здесь они в первую очередь служат опорами.
3. Важен свет — символ присутствия божественного
4. Деревянные стропильные перекрытия
5. Декор: фреска, мозаика на библейские сюжеты
Парфенон.
447–438 гг. до н.э.
Пантеон.
126 г. н.э.
Собор Святой Софии.
532–537 гг.
Византия
Временные рамки:
VI — первая половина XV вв.

Характерная постройка:
Святая София (Стамбул, Турция)

Особенности интерьера:
1. Архитектор делает акцент на куполе, символе небесного свода
2. Формирование крестово-купольной системы приводит к тому, что размер куполов в храмах постепенно уменьшается в диаметре (София и её большой купол в этом случае — исключение)
3. Интерьер формируется комбинацией пространственных объёмов
4. Внутреннее детали отделки храма сомаштабны человеку
5. Декор: облицовка цветным мрамором, золотая мозаика, фреска. На стенах храмов можно увидеть не только религиозные сюжеты, но и светские. Например, часто можно встретить византийских императоров
Романский стиль
Временные рамки:
XI-XII вв.

Характерная постройка:
Нотр-Дам-ля-Гранд (Пуатье, Франция)

Особенности интерьера:
1. Каменные своды базилик
2. Пространство кадрируется стройными рядами аркад и колонн (как и в раннехристианских базиликах)
3. В средневековых колоннах отсутствуют ордерные пропорции и членения. Капители превращаются в скульптуры
4. Нервюры не только конструктивная деталь, но и украшение свода
5. Центральный неф остаётся почти без освещения
6. Композиция росписей соответствовует архитектурным членениям интерьера
7. Изобилие скульптурного декора
Собор Святой Софии. И.Милетский и А.Тралльский,Стамбул, 532–537 гг.
Нотр-Дам-ля-Гранд, XI век
Готика
Временные рамки:
XIII-XV вв.

Характерные постройки:
Капелла Сен-Шапель (Париж, Франция), Амьенский собор (Амьен, Франция)

Особенности интерьера:
1. Высота — главный признак красоты
2. Воздушный лёгкий интерьер
3. Стрельчатая форма проникает не только в конструктивные активные элементы, как свод, но и в элементы декора (в порталы, оконные проёмы)
4. Свет — символ божественного, поэтому архитекторы стремятся использовать как можно больше окон
5. Витражи становятся доминирующим элементом декора
6. Столпы, на которые опираются своды, обрастают пучками колонн
7. Происходит усложнение нервюрной сети
8. В отделке нет многоцветности: покраска и роспись стен встречаются очень редко
9. Скульптура преимущественно используется на фасадах, а не в интерьерах
Сент-Шапель, 1242–1248 гг.
Возрождение
Временные рамки:
XV-XVI вв.

Характерная постройки:
Капелла Пацци (Флоренция, Италия)

Особенности интерьера:
1. Ясность геометрических отношений
2. Тяготение к центричности: с одной точки можно увидеть всё пространство
3. Пропорции интерьеров идеально соотносятся с человеческим телом. За это отвечает строгая сетка ордерного декора. В результате в зданиях эпохи Возрождения человек чувствует себя гармонично.
4. Отказ от роскоши, строгость отделки
5. Увлечение античностью: ордерный декор
6. Присутствие полихромии (хоть и сдержанной): могут быть терракотовые и майоликовые медальоны, рельефы и геометрические мозаики пола из цветных мраморов
7. Живопись подчиняется архитектуре
Барокко
Временные рамки:
XVII-XVIII вв.

Характерная постройка:
Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (Рим, Италия)

Особенности интерьера:
1. Выгнуто-вогнутые поверхности и криволинейные детали: разорванные фронтоны, волнообразные карнизы
2. Скошенные и закругленные углы
3. Иллюзорные живописные перспективы: пространство может казаться глубже, чем есть на самом деле
4. Театральная работа со светом: зрителю непонятно, откуда он идет или кажется, что купол сияет
5. Внутри и снаружи храма используются одинаковые декоративные элементы
6. Сложная геометрия помещений
Капелла Пацци, 1441–1478 гг.
Сан-Карло алле Куатро Фонтане, 1638–1677 гг.
Рококо
Временные рамки:
XVIII век

Характерная постройка:
Отель Субиз (Париж, Франция)

Особенности интерьера:
1. Асимметрия
2. Мотивы волн и пламени
3. Множество завитков
4. Ювелирная, мелкая трактовка деталей
5. Легкомысленные образы: любовные сценки, амуры
6. Любовь к экзотике, китайские мотивы
7. Динамичные природные орнаменты
8. Пастельные цвета
Отель Субиз, 1705–1709 гг.
Классицизм
Временные рамки:
XVII — нач. XIX вв.

Характерная постройка:
Замок Бенувиль (Бенувиль, Франция)

Особенности интерьера:
1. Увлечение античностью: использование ордера и скульптур в античном вкусе
2. Строгая симметрия
3. Минимум декора
4. Геометричность форм
5. Использование особого вида орнамента, гротесков, сочетающих в себе декоративные и фигуративные изображения
6. Преобладание светлых оттенков
7. Любовь к мрамору
Эклектика
Временные рамки:
1820-е — 1890-е гг.

Характерная постройка:
Опера Гарнье (Париж, Франция)

Особенности интерьера:
1. Многостилье, элементы стилей смешиваются
2. Мастера стремятся добиться эффекта путешествия по эпохам
3. Суетливый декор. Чрезмерное применение лепного декора
4. Роскошь и помпезность
5. Отсутствие пустых плоскостей
Замок Бенувиль, 1770–80 гг.
Опера Гарнье, 1861–75 гг.
Модерн
Временные рамки:
1890-е — 1910-е гг.

Характерная постройка:
Особняк Рябушинского (Москва, Россия)

Особенности интерьера:
1. Увлечение природными формами и растительными орнаментами: колонны в виде стеблей растений, лестница, напоминающая морскую волну, украшения в виде улиток и пауков
2. Разные по размеру и форме окна
3. Асимметрия
4. Большие площади остекления, что дает пространству обилие света
5. Соединение разных видов искусства. Здания могут украшаться мозаикой, скульптурой, росписями, майоликовыми панно
Особняк Рябушинского, 1900–02 гг.
Модернизм (функционализм)
Временные рамки:
1919−1930-е гг.

Характерная постройка:
Павильон Германии в Барселоне (Испания)

Особенности интерьера:
1. Никакого подражания архитектуре прошлого
2. Интерьер открывается вовне: он просматривается через огромные окна
3. Стерильность: ничего лишнего, красота минимального декора
4. Главное в композиции интерьера — функциональность
5. Свободный план и архитектурный променад
6. Эксперименты с цветовой навигацией
7. Машинная эстетика. Много монохромных цветов и металла
Павильон Германии в Барселоне, 1929 г.