Словарик поэтических терминов
На курсе мы часто будем использовать литературоведческие термины, ведь мы будем говорить не только о содержании поэзии, но и о её форме. Этот небольшой словарь поможет вам не запутаться в понятиях и при необходимости повторить подзабытые термины.
Стих — поэтическая строка.

Строфа — организованное сочетание стихов (например, двустишие, четверостишие).
Размер (метр)
Знаком «′» обозначается ударный слог, знаком «ᴗ» — безударный
Стопа — последовательность ударных и безударных слогов, которые чередуются в определённом порядке. Стопа может быть двусложной, трёхсложной и т.д. В двусложной стопе ударение падает на каждый второй слог; в трёхсложной — на каждый третий.

Хорей — это двусложная стопа с ударением на первом слоге.
Схема хорея: ′ᴗ′ᴗ′ᴗ′ᴗ

Мчатся тучи, вьются тучи (Пушкин)


Ямб — двусложная стопа, в которой ударение падает на второй слог.
Схема ямба: ᴗ′ᴗ′ᴗ′ᴗ′

Мой дядя самых честных правил… (Пушкин)


Дактиль — трёхсложная стопа, в которой ударение падает на первый из трёх слогов.
Схема дактиля: ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ

В море царевич купает коня (Лермонтов)


Амфибрахий
— трёхсложная стопа, в которой ударение падает на второй из трёх слогов.
Схема амфибрахия: ᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗ

Есть женщины в русских селеньях (Некрасов)

Я долго стоял неподвижно (Фет)


Анапест — трёхсложная стопа, в которой ударение падает на третий из трёх слогов.
Схема анапеста: ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′ᴗᴗ′

Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных (Блок)


Цезура — внутристиховая пауза

Ты ко мне́ не вернёшься // в тихом пла́тье из си́тца,

В платье ра́достно-жа́лком, // как грошо́вый цвето́к. (Северянин)


Ритм — систематическое повторение в стихе определённых, сходных между собой единиц речи.


Верлибр (от фр. vers libre — свободный стих) — стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов, нет рифмы и регулярной строфики.

Как песня матери
над колыбелью ребёнка,
как горное эхо,утром на пастуший рожок отозвавшееся,
как далёкий прибой
родного, давно не виденного моря,
звучит мне имя твоё
трижды блаженное:Александрия!

(Кузмин)


Белый стих — нерифмованный стих, в котором соблюдается стихотворный размер.

Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море,
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.

(Ахматова)


Дольник (паузник) — вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной, их количество может изменяться от 0 до 2.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

(Блок)


Тактовик — вид тонического стиха с интервалом между ударениями переменной величины от 1 до 3 слогов (в отличие от дольника, где интервал между ударениями не превосходит 2 слогов).

Читаю Шопенгауэра. Старик,
Грустя, считает женскую природу
Трагической. Философ ошибался

(Сельвинский)

Все онипомощью Вышнего Веления
В крове бога Небесного Отца расцвели
И тихонько возносили к небу курения,
Будто не с кадильницы, а с зелёной земли.

(Блок)


Акцентный стих — чисто тонический стих, основанный на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами могут быть любыми, в том числе превосходящие 3 слога (в отличие от тактовика, где интервал не превосходит 3 слогов).

Вашу мысль,
мечтающую на размягчённом мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной
кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца
лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий

(Маяковский)


Анафора — стилистический приём в стихосложении, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, предложений в начале смежных или близко расположенных строк, строф или фраз.

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…. (Пушкин)

Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка (Ахматова)

Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос…

(Вознесенский)


Эпифора — стилистическая фигура: повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических фраз.

Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать.
Серым веретьем стоят камыши,
Глухо баюкают хлюпь камыши.

(Есенин)


Рифма — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

Рифмы бывают: мужские — с ударением на последнем слоге в строке; женские — с ударением на втором от конца строки слоге.

Пример мужской рифмы:
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.

(Мандельштам)

Пример женской рифмы:
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли

(Цветаева)


Анжамбеман — перенос в стихе из-за несовпадения метрического членения с синтаксическим.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней

(Ахматова)

Я был только тем, чего
ты касалась ладонью,
над чем в глухую, воронью
ночь склоняла чело.

(Бродский)

И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко…

(Пушкин)


Ассонанс — повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела.

(Пастернак)


Над долиной мглистой в выси синей
Чистый-чистый серебристый иней.
Над долиной, — как извивы лилий,
Как изливы лебединых крылий.

(Белый)


Аллитерация — повторение в стихах или в прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи.

Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.

(Есенин)

Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук

(Пушкин)