Пабло Пикассо
(1881–1973)
Хронология жизни и творчества
Пабло Пикассо — рекордсмен по количеству картин. За 91 год жизни художник написал больше двадцати тысяч произведений. На своём творческом пути Пикассо поучаствовал почти во всех значимых направлениях в искусстве XX века. Эта памятка напомнит о том, что происходило в жизни мастера в разные годы — где он жил, кого любил и кем вдохновлялся.
+
Мария Пикассо Лопес, 1900
Хосе Руис Пикассо, 1870
Портрет Карлоса Касагемаса
Пабло Пикассо, 1899
Хайме Сабартес, 1913
Мария Пикассо Лопес — мать Пабло Пикассо
Дон Хосе Руис Бласко — отец и первый учитель живописи
Карлос Касагемас — каталонский и испанский художник и поэт. Близкий друг художника
Хайме Сабартес — каталонский скульптор, писатель, публицист и коллекционер. Близкий друг Пабло Пикассо, позже его секретарь в Париже
+
Портрет торговца картинами Педро Манача, 1901
Портрет Фернанды Оливье, 1906
Педро Манач — арт-дилер и бизнесмен. Помог Пикассо заявить о себе в Париже
Фернанда Оливье — французская художница и натурщица. Модель и возлюбленная Пикассо
+
Гийом Аполлинер до 1914
Гертруда Стайн, 1913
Жорж Брак,
неизвестная дата
Ева Гуэль, из архива
Гертруды Стайн, 1914–1916
Гийом Аполлинер — французский поэт, литературный и художественный критик, приятель Пикассо
Гертруда Стайн — коллекционерка, покровительствовала молодым художникам и писателям, в том числе Пикассо
Жорж Брак — французский художник, скульптор, декоратор и сценограф, один из создателей кубизма
Ева Гуэль — возлюбленная и муза Пикассо, трагически погибла в юном возрасте
Ольга Хохлова в студии
Пикассо, 1918
Ольга Степановна Хохлова — русская балерина, артистка «Русского балета» Дягилева, первая жена Пабло Пикассо и мать его старшего сына Пауло
+
Жан Кокто, 1923
Андре Бретон, 1927
Мария-Тереза Вальтер
на пляже, 1928
Жан Кокто — французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр, познакомил Пикассо с сюрреализмом
Андре Бретон — французский писатель и поэт, основоположник сюрреализма
Мария-Тереза ​​Вальтер — возлюбленная и муза Пикассо, мать его дочери Майи
Кристиан Зервос
Кристиан Деруэ, 1933
Кристиан Зервос — франко-греческий художественный критик, историк искусства, издатель первого каталога работ Пикассо
+
Портрет Доры Маар
Ман Рей, 1936
Дора Маар — французская художница и фотограф, муза и возлюбленная Пикассо
Франсуаза Жило
Гьен Мили, 1949
Франсуаза Жило — французская художница, муза и возлюбленная Пикассо, родившая ему двоих детей
+
Жаклин Рок в соломенной шляпке Рене Бурри, 1957
Жаклин Рок — вторая жена Пикассо и его муза, с которой он прожил до самой смерти
Сильветт Давид и Пикассо, 1954
Лидия Сильветт Давид - муза Пикассо, вдохновившая его на образ белокурой девушки с хвостом и челкой 1954 года, впоследствии стала художницей
(1881–1900)
Ранние годы
(1900–1905)
В Париже 1
В Париже 2
(1905–1919)
20-е годы
(1920–1929)
30-е и 40-е годы
(1930–1949)
Поздние годы
(1950–1973)
Ранние годы (1881–1900):
переезды внутри Испании и первые знакомства с богемой
Талант Пикассо проявился с ранних лет: к 14 годам по мастерству он превзошёл своего отца, который учил его живописи. Картины юного Пабло попали на выставки и получили признание, а сам художник поступил сперва в школу изящных искусств Барселоны, а затем и в Королевскую Академию художеств в Мадриде. Но главной школой для художника стал музей Прадо. Пикассо подолгу бродил по залам, рассматривая картины классиков — Веласкеса, Эль Греко и Гойи.

Всего через год обучения художнику стало тесно в рамках академического образования и классической живописи старых мастеров. Пикассо забросил учёбу, вернулся в Барселону и нырнул в жизнь каталонского авангарда. Вечерами он пропадал в кафе «Четыре кота», беседуя о философии и искусстве. Там же Пикассо нашёл верных друзей и наметил свой будущий путь. Он понял, что хочет создавать что-то актуальное, и собрался в Париж — столицу мирового авангарда.
Пикассо в Париже-1 (1900–1905):
голубой и розовый периоды
Париж не сразу признал Пикассо. Французская публика прохладно встретила его выставку в знаменитой галерее Амбруаза Воллара: критики отмечали, что Пикассо ещё не нашёл свой стиль. Несколько лет художник усердно трудился в своей мастерской на Монмартре, но жил почти в нищете. Его близкий друг Касагемас покончил с собой из-за несчастной любви. Пикассо был поражён этой смертью и несколько лет писал только мрачные, полные тоски и депрессивного настроения картины «голубого периода». 

Заработать на этом искусстве было практически невозможно, никто не покупал работы мастера. Только внезапная влюблённость смогла изменить жизнь и вернуть тёплые краски в картины «розового периода» Пикассо. Воспряв, он зарабатывал гравюрами со своих работ: с одной и той же работы довольно быстро можно было сделать множество копий-гравюр. По вечерам художник проводил время с друзьями из богемного кружка в кабаре «Проворный кролик».

Пикассо в Париже-2 (1905–1919):
кубизм и восходящая звезда авангарда
Успех и признание пришли к Пикассо, когда он вместе с Жоржем Браком изобрёл новое направление — кубизм. Уже к концу первого десятилетия XX века художник обрёл популярность, но жизнь не обошлась без трагических событий. По Европе прокатилась Первая мировая война, на которую призвали многих приятелей Пикассо. От болезней умерла возлюбленная художника Ева Гуэль, соратник и конкурент Жорж Брак получил ранение и на несколько лет оставил живопись.

Потрясённый Пикассо отправился в Рим, подальше от тяжёлых впечатлений. Здесь, благодаря работе над декорациями к балету своего друга Жана Кокто, художник обрёл новый источник вдохновения. В эту поездку Пикассо влюбился в балерину Ольгу Хохлову. Вскоре пара поженилась и переехала в фешенебельную квартиру в Париже. Карьера и слава художника были на пике. Он купался в роскоши и внимании.

Пикассо в 1920-х: оглушительный успех продолжается
Образ жизни Пикассо на время изменился: он примерил на себя роль добропорядочного семьянина и отошёл от богемной жизни. Вдохновленный рождением сына, Пикассо создал много работ о материнстве и семейной жизни. Художник писал античные образы и, как и многие современники, после войны увлёкся неоклассическим стилем. 

Но спокойный период продлился всего несколько лет. Уже в 1925 Пикассо увлёкся новым течением — сюрреализмом. Это помогло ему сбежать от домашних проблем, отношения с женой портились. Пикассо сначала тайно, а затем и открыто встречается с новой любовью — французской натурщицей Марией-Терезой Вальтер. Она стала частой музой его сюрреалистических произведений.

Популярность Пикассо продолжала расти благодаря новым выставкам. Его работы показали в Париже и Цюрихе, началось издание первого каталога. Публику поражала его работоспособность и умение оставаться собой, работая в разных стилях.

Пикассо в 1930-х и 1940-х: начало трудностей
Этот период был тяжёлым для Пикассо по двум причинам — перипетии в личной жизни и война. От Пикассо ушла Ольга Хохлова, а вскоре у него появилась дочь Майя от Марии-Терезы. Разрыв с женой вызвал творческий кризис, из которого художника вывела гражданская война в Испании. Пикассо стал ярым противником насилия. В этот период он написал множество работ на антивоенную тему, в том числе знаменитую «Гернику» для испанского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Вторую мировую войну Пикассо работал в оккупированном Париже. Здесь же он познакомился с новой музой Франсуазой Жило. Дела Пикассо на международной арене в это время шли как нельзя лучше. Музей современного искусства в Нью-Йорке купил работу, с которой начался кубизм — «Авиньонские девицы». В этом же музее прошло гигантское шоу «Пикассо: сорок лет его искусства». Художник обрёл славу и за океаном, став непререкаемым авторитетом авангардного искусства и звездой мировой величины.
Пикассо в поздние годы (1950–1973): тихая жизнь и высокая продуктивность
Не выдержав тяжелого характера Пикассо и жизни в его тени, Франсуаза забрала детей и покинула художника. Без неё Пикассо много думал о смерти, старости и одиночестве и вскоре бросился в новые отношения. Его музой и последней любовью стала Жаклин Рок. Вместе, в загородном замке Вовенарг, они прожили 11 последних лет жизни Пикассо. Ни один день не обходился без искусства. Почти каждый день художник создавал картины, портреты и эскизы. 

В этот период Пикассо — признанный гений. Он творит в свое удовольствие, свободно экспериментируя со стилями. В 1973 году художник ушёл из жизни.