Как смотреть живопись Кандинского
Живопись Василия Кандинского многогранна, как и сама жизнь: автор всегда стремился не просто запечатлеть природу, а доступными ему способами говорить о важном — любви, душе, боге. По Кандинскому живопись, как музыка и другие формы искусства, должна браться за сложные темы и отвечать на вечные вопросы. Эта памятка подскажет, на что обратить внимание, чтобы понять и прочувствовать картины художника.
Этап 1. Уловить настроение работы
Настроение — самое главное в живописи Кандинского. Поэтому первым делом дайте себе время как следует рассмотреть произведение. Прислушайтесь к собственным ощущениям. Что вы чувствуете, глядя на яркие краски, точки и линии мастера? Может быть, вам становится спокойно и безмятежно, или, наоборот, где-то внутри поднимается тревога и возникает дискомфорт?

Василий Кандинский считал, что ценность живописи в иррациональных чувствах, которые она способна вызывать. Картины художника отражали его внутренний мир со всей палитрой впечатлений и эмоций. Их может быть сложно передать словами, но это и не обязательно. Главное — чувственный опыт. Представьте, что вам нужно «войти» в картину: оказаться внутри, мысленно дотронуться до изображённых объектов. На что они похожи? Как они пахнут? А какие на вкус?
Этап 2. Понять, какими инструментами Кандинский создаёт именно такое настроение
Для этого проанализируйте цвета, формы и композицию картины.
Цвет
Это главный инструмент Кандинского. Оттенки могут мягко дополнять друг друга в одном месте и резко контрастировать в другом. С помощью таких сочетаний художник вызывает у зрителя чувство смутной тревоги или, напротив, — триумфа и радости. Вспомним яркие «леденцовые» цвета — визитную карточку Кандинского. Именно цвет помогал ему передать сложные эмоциональные «вибрации», как говорил сам художник.

Исследуя реакции зрителей на картины, Кандинский заметил, что восприятие во многом зависит от цветов, которые использует художник. Светлые оттенки для зрителя более привлекательны, а тёмные могут вызвать тревогу или раздражение, как от острого блюда. Эти ощущения, подобно вкусовым — мимолётны и пропадают, стоит нам сделать шаг в сторону.

По мнению Кандинского, это подтверждает, что у цвета есть физические свойства, с помощью которых можно передать определённое ощущение. Например, красный может привлечь внимание и вызвать ощущение силы, энергии, радости и триумфа. Лимонно-жёлтый отзовётся тревогой и чувством движения и даже может вызвать боль, «как от высокого звука трубы». Оранжевый — более устойчивый цвет, который расскажет о силе и здоровье. И, наконец, синий и зелёный убаюкивают спокойствием и растворяют в умиротворении.
Форма
Как и цвет, каждая форма нужна, чтобы создать определённое впечатление. Посмотрите, есть ли на картине скопления точек, которые отзываются хором звуков у вас в душе? Линии строгие и прямые или игривые и волнистые? Какие эмоции вызывают геометрические фигуры — вы чувствуете стремительность треугольника? А очарование идеального круга?

Для Кандинского форма и цвет неотделимы друг от друга. Именно в их слиянии создаются фантастические калейдоскопы его абстрактных полотен. О том, как работают эти сочетания, художник рассказал в двух теоретических работах.

В труде «О духовном в искусстве» (1910) Кандинский подробно излагает свои наблюдения о том, как цвет и форма взаимодействуют друг с другом и как влияют на эмоции человека. Так, он считает, что круг вызовет у вас спокойствие, а треугольник — ощущение движения и настороженность, и чем острее будут его углы, тем подвижнее и «горячее» он будет чувствоваться. По крайней мере, так эту форму ощущал сам художник.

В более позднем трактате «Точка и линия на плоскости» (1926) Кандинский разложил живопись на ещё более простые элементы: точку и линию. Художник был уверен, что с их помощью можно рассказать любую историю и передать любое переживание. Точка — это основной элемент, начало мира, молчание. По этой причине в общей композиции ваш взгляд зацепится за неё, как за статичный якорь в бушующем море. А линия — наоборот, увлечёт вас в стремительный путь в пространстве и времени.
Композиция
Цвета и формы на картинах Кандинского объединяются в живую и подвижную композицию — теперь вы можете проанализировать её целиком. Из каких элементов состоит картина? Как они располагаются относительно друг друга? Вы чувствуете динамику или напряжение?

Как правило, Кандинский создавал сложные композиции из множества элементов, которые пересекались, накладывались друг на друга и двигались в разные стороны. Всё это многообразие помогает художнику передать движение — жизнь образа во времени, которое раньше было доступно только музыке и театру.

Теперь вы точно знаете, на что обратить внимание в живописи Кандинского, чтобы она отозвалась в сердце именно так, как задумывал автор.