Краткий гид по древнерусскому храму
Древнерусское искусство было глубоко религиозным. Чтобы лучше понять его, нужно хорошо представлять себе устройство древнерусского храма: места, где иконы, росписи и архитектура создавали у прихожан представление о божественном.
памятка
барабан, притвор и деисусный чин
В этой памятке — краткий гид по типичному древнерусскому храму. Вы узнаете, где находится притвор, и разберётесь в иерархическом устройстве иконостаса.
Храм: структура
Макет-реконструкция
Софийского собора в Киеве. XI век
Архитектура древнерусского храма продолжала византийскую традицию крестово-купольных храмов.
В основе такого типа храмов лежит прямоугольник или квадрат, а центром выступает купол — полусфера, которая установлена на барабан.
План Софии Новгоородской. XI век
Под ним находятся четыре опоры, которые соединяются с барабаном парусами.
От парусов в стороны, в форме креста, расходятся цилиндрические своды.
Храм Михаила Архангела в Смоленске. XII век
В XII-XIII веках на территории Руси стал появляться башнеобразный тип храма. В его основе всё тот же крестово-купольный храм, но с некоторыми отличиями: купол стал чуть более вытянутым, барабан уже, а само здание словно стремится ввысь.
Храм: внутри
Алтарь, самая сакральная часть храма, — на востоке. Таким образом, человек должен пройти некий путь, прежде дойти до святая святых.
Вход в древнерусском храме обычно располагается на западе.
Первое помещение, в которое попадает прихожанин, называет притвор. Во время службы здесь обычно стоят верую­щие, которые отлучены от причастия или те, кто только готовятся принять крещение.
Дальше следует неф, или средняя часть храма — объёмное вытянутое пространство, в котором во время литургии стоит основная часть верующих.
А ещё дальше распологается алтарь — часть храма, где могут находиться только священнослужители и избранные верующие из числа мужчин.
Иконостас
Иконостас Николо-Знаменского храма в Боре
Алтарная часть храма, как правило, отделена от остального пространства специальной перегородкой, иконостасом. Это своего рода стена между земным и небесным миром.
Иконостасы традиционно состоят из пяти ярусов. Все ярусы, или чины, расположены в строгой иерархической последовательности.
Нижний чин — «местный».
В этом ряду можно увидеть образы Богоматери и Спасителя, а также храмовую икону и изображения местночтимых святых.

Деисусный чин — самый важный в иконостасе, расположен над местным.
Слово «деисус», или «дейсис», переводится с греческого как «моление». В центре этого ряда всегда изображён Христос. Слева от него мы видим Богоматерь, справа — Иоанна Предтечу. За ними идут архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Пётр и Павел, святые и мученики.
Праздничный ряд — располагается на деисусным чином. В нём показаны праздники, связанные с жизнью Иисуса: например, Рождество, Крещение или Преображение Господне.
Пророческий ряд — располагается на праздничным рядом. Ряд с образами ветхозаветных пророков.
Праотеческий ряд — самый верхний ярус. Здесь изображаются предки Христа, включая Адама и Еву. Сверху иконостас увенчан крестом.
Росписи
Схема росписи Успенской церкви на Волотовом поле
Внутри древнерусский храм украшали не только иконами, но и настенными росписями, которые изображали ангелов, святых и сцены из жизни Христа.
Храмовые росписи отображали мироустройство: верхняя часть символизировала небесный мир, а нижняя — земной. Поэтому храмы расписывали согласно строгой иерархии.
В куполе традиционно изображался Иисус Христос.
В барабане под куполом изображали образы пророков, архангелов и ангелов.
В треугольных сводах-парусах изображали четырёх евангелистов. Алтарную часть, как правило, украшал образ Богоматери.
На полукруглых сводах храма располагались сцены главных церковных праздников.
На столпах — опорах для сводов — писали святых воинов и мучеников.
Стены храма расписывали ярусами. В верхнем показывали события из жизни Христа. Дальше шли сюжеты о деяниях апостолов. Нижний ярус назывался храмовым и был связан с тем святым или праздником, которому посвящён храм.
На западной стене — противоположной от алтаря — изображали Страшный суд. Там располагались ворота, и при выходе из храма прихожане видели грозные образы судного дня. Эти сцены служили напоминанием о том, какая участь ждёт грешников.
Росписи Ферапонтова монастыря