ХХ век
1815–1890
Романтизм
1810–1849
Шопен
1813–1883
Вагнер
1840–1893
Чайковский
1890–2000
ХХ век
1873–1943
Рахманинов
1891–1953
Прокофьев
1906–1975
Шостакович
Черты эпохи
Новые технологии. Наука стала главным двигателем прогресса: развивалось авиа- и автомобилестроение, появлялись конвейеры, электрифицировались города, в богатых домах начали появляться пылесосы и стиральные машины.
Конвейер Генри Форда
Интеллектуализм. Под влиянием прогресса и развития науки искусство тоже становится рациональным. Оно всё меньше пытается воздействовать на чувства и всё больше — удивить новаторством и изобретением новых форм.
Чёрный квадрат, Казимир Малевич
Эпатажность и индивидуализм. К началу столетия казалось, что старые способы создания искусства не подходят под изменившуюся реальность. Поэтому художники, композиторы и архитекторы стали искать абсолютно новые формы, жанры и идеи. Чем смелее они были, тем лучше.
Фонтан, Марсель Дюшан
Новая гармония
Композиторы окончательно отошли от норм классической гармонии и стали изобретать абсолютно новые способы писать музыку.
Классическая последовательность аккордов
Рассказывает классическую историю с завязкой, кульминацией и развязкой.
Вольфганг Амадей Моцарт
Маленькая ночная серенада, часть I
Атональная музыка (без устойчивой тоники)
Напоминает артхаусный фильм с интеллектуальным монтажом.
Александр Скрябин
Поэма экстаза
Новые инструменты
Композиторы экспериментировали не только с гармонией, но и с инструментами: использовали новые и искали необычное звучание старых. В итоге оркестр звучал менее гармонично и сбалансированно, но оригинально.
Симфонические танцы
Сергей Рахманинов
В произведениях классические инструменты могут звучать в несвойственной для них манере или в непривычно низких или высоких регистрах
Необычные тембры инструментов
Симфония «Турангалила»
Оливье Мессиан
Инструмент создаёт электрическую и мистическую атмосферу
Волны Мартено
Болеро
Морис Равель
Громкое и металлическое звучание
Саксофоны
Свадебка
Игорь Стравинский
Звучат ярко и агрессивно, добавляют хаотичность и дисгармоничность
Сольные ударные
Новые музыкальные направления
Помимо новых инструментов и новой гармонии появлялись новые музыкальные направления, которые определили дальнейшее развитие музыки
Лунный свет
Клод Дебюсси
Клод Дебюсси, Морис Равель
Передаёт мимолётные настроения и впечатления композитора от окружающего мира. Композиторы отходят от классических музыкальных форм и используют более сложные аккорды и их сочетания.
1900-е, Импрессионизм
Mad Rush
Филипп Гласс
Филипп Гласс, Стив Райх, Терри Райли
Метод сочинения музыки, основанный на повторе и постепенном изменении одного и того же музыкального паттерна, то есть фрагмента.
1970-е, Минимализм
Симфония одного человека
Пьер Шеффер
Пьер Шеффер, Джон Кейдж
Музыка, состоящая из бытовых шумов и звуков. Заставляет задуматься о том, какие звуки нас окружают.
Симфония № 6, часть III
Дмитрий Шостакович
Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович
В СССР композиторы не объединялись в школы и направления, но тоже экспериментировали. Они искали необычные созвучия в музыке, пытались передать механистичность и конструктивизм. Музыка воспевает мощь техники и индустриализации.
1940-е, Конкретная музыка
1930-е, Советские эксперименты
Арнольд Шёнберг
Арнольд Шёнберг, Альбан Берг, Антон Веберн
Метод сочинения музыки, не опирающийся на классическую гармонию. Шёнберг и его последователи отказались от иерархии звуков в тональности: музыку писали из двенадцати неповторяющихся нот, и ни одна из них не была главной.
1920-е, Додекафония