Романтизм
1750-1820
Классицизм
1756–1791
Моцарт
1770–1827
Бетховен
1815–1890
Романтизм
1810–1849
Шопен
1813–1883
Вагнер
Чайковский
1840–1893
Черты эпохи
Обращение к внутреннему миру человека. Человек в романтизме — это свободное, прекрасное существо.
Культ чувств. Обращение к темам любви, одиночества и природы. С помощью этих тем композитор старается выразить личные эмоции, показать личное отношение к тому, о чём он рассказывает своей музыкой.
Тайная встреча. Жан-Батист Лекер
Интерес к фольклору — народная культура перестала быть низким жанром.
Краковяк в таверне, Владислав Баколович
Аккорды и гармония романтизма
Аккорды стали сложнее по составу нот. Романтики могли добавить в аккорд «лишний» звук или заменить один из звуков на «неправильный» — и получить новые непредсказуемые сочетания:
послушайте как звучат аккорды
Последовательности аккордов в классицизме
За конфликтом всегда следует его счастливое разрешение
«вопросительный аккорд уттв утвердительный»
Вольфганг Амадей Моцарт
Маленькая ночная серенада, часть I
Последовательности аккордов в романтизме
Непредсказуемые «волны» из череды вопросительных созвучий
«вопросительный аккорд уттв вызывающий удивление, тревогу, отчаяние …»
Фридерик Шопен
Прелюдия ми минор
Инструменты романтизма
Чтобы передать в музыке сложные и разнообразные человеческие эмоции, романтики добавили в оркест необычные инструменты и изменили расстановку сил в нём. Большее значение стали придавать сольным фрагментам разных инструментов: соло звучат более интимно, чем ансамбли или эпизоды, когда играет весь оркестр.
Опера «Кармен». Танец с кастаньетами
Жорж Бизе
Звучат отрывистыми щелчками, создают динамичный ритм.
Кастаньеты
Балет «Лебединое озеро». Танец феи Драже
Пётр Чайковский
Звучит хрустально, сказочно и волшебно благодаря тому, что звук из неё извлекается с помощью ударов специальных трубок по металлическим пластинкам.
Челеста
Симфония Нового Света, часть II
Антонин Дворжак
Звучит тепло, сердечно и немного гнусаво. Младший родственник гобоя.
Английский рожок
Симфония № 5, часть II
Пётр Чайковский
Звучит глухо, нежно и отдалённо благодаря своей изогнутой форме.
Валторна
Музыкальные жанры
В музыкальных жанрах романтики пытались раскрыть внутренний мир человека, со всеми его противоречиями и конфликтами. Они не изобретали новых жанров, но усложняли старые. Каждый жанр и каждую форму они насытили новыми смыслами и приёмами.
Ноктюрн ми-бемоль мажор
Фридерик Шопен
Классицизм: тема — красивые, изящные истории об идеальном окружающем мире
Романтизм: тема — описание психологического состояния лирического героя
Миниатюры
Опера «Евгений Онегин». Ария Ленского
Пётр Чайковский
Классицизм: строго делится на номера с чётким началом и концом
Романтизм: стала похожа на драматическое кино. Композиторы использовали сквозную структуру — один номер стал плавно перетекать в другой, а сцены делали более многоплановыми
Опера
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор
Эдвард Григ
Классицизм: идея — показать виртуозность инструмента, которую обрамляет оркестр
Романтизм: идея — одинокий солирующий инструмент «борется» со стихией оркестра
Концерт
Симфония № 6, часть I
Пётр Чайковский
Классицизм: Столкновение тем — конфликт двух персонажей
Романтизм: Столкновение тем — конфликт лирического героя с судьбой
Симфония и соната