Мозг и принятие решений
как сделать правильный выбор
Успехи в профессиональной деятельности связаны с эффективной работой мозга и принятием правильных решений в подходящий момент. Но как происходят эти процессы? В статье найдём ответ на этот вопрос. Узнаем, какие зоны мозга задействуются при принятии решений, и поймём, какие факторы влияют на нашу продуктивность.
Функциональные блоки мозга
За процесс принятия решений отвечает наш мозг. Но как он устроен? И какие его части активно участвуют в выборе того или иного пути? Чтобы узнать это, познакомимся с шестью функциональными блоками мозга.
Для эффективной работы мозга все шесть блоков должны находиться в ресурсном состоянии, то есть быть в норме. А в вопросе эффективного принятия решений наиболее важную роль играет центр, который анализирует информацию из окружающей среды, а также центры потребностей, памяти и мышления.
Это главные процессоры нашего мозга. Именно сюда поступает информация из других отделов мозга — и эта информация помогает нам принимать решения.
Центр мышления, воли и принятия решений
В эти отделы мозга поступает информация от органов чувств — глаз, ушей, носа, языка, кожи и вестибулярного аппарата.
Сенсорные входы
Он отвечает за накопление индивидуального опыта и сопоставляет этот опыт с текущей ситуацией.
Центр обучения и памяти
Этот центр отвечает за регуляцию сна и бодрствования. Он обеспечивает отдых и восстановление организма.
Центр сна и бодрствования
Этот центр сообщает, чего нам хочется прямо сейчас: безопасности, отдыха или еды.
Центр потребностей и эмоций
Этот центр руководит двигательными и вегетативными функциями — движениями и работой внутренних органов.
Исполнительный центр
Как потребности влияют на наши решения
Что такое потребность? Это избирательная зависимость организма от факторов внешней или внутренней среды. Например, из-за жары мы ощущаем потребность утолить жажду.
Эволюция сконфигурировала нашу нервную систему таким образом, чтобы мы стремились удовлетворять свои потребности. Поэтому, когда мы утоляем жажду или голод, то испытываем положительные эмоции. И иногда мы пользуемся этим и специально заедаем стресс чем-нибудь вкусным. Ведь мы знаем, что каким бы плохим ни был день, вкусная еда точно улучшит наше настроение.
Эти положительные эмоции помогают нашему мозгу запоминать наиболее успешные программы, то есть те, что привели к удовлетворению потребностей. Именно поэтому, когда у нас не получается удовлетворить потребность, мы испытываем отрицательные эмоции. В итоге, отсеиваются неудачные поведенческие программы и остаются лишь те, что приносят нам пользу. Так наша нервная система помогает нам оптимизировать ресурсы для удовлетворения наших потребностей.
Кстати о них. Наши потребности можно разделить на три большие группы:
В неё входят пищевые и питьевые потребности, оборонительные и обеспечивающие безопасность, гомеостатические (забота о целостности организма, например, сон, дыхание), экономия сил (лень), и груминг (гигиена, уход за телом).
Витальные, то есть жизненно необходимые, потребности
Например, половое поведение (размножение), детско-родительское взаимодействие (воспитание), иерархическое поведение (поиск авторитетов, чувство справедливости, распределение ролей лидера и подчинённых), территориальное поведение (чувство собственности) или эмпатия (сопереживание).
Социальные потребности
Например, подражательная потребность (делай как...), игровая (тренировка двигательных навыков), исследовательская (поиск новой информации, творчество) или стремление к свободе.
Потребности саморазвития
Потребности и стресс
С точки зрения принятия эффективных решений особенно важны три потребности: исследовательская, оборонительная и иерархическая.
Первая потребность — исследовательская. Наш мозг изначально запрограммирован на исследование окружающего мира, поэтому любопытство присуще нам на самом базовом уровне. Например, мы всегда оборачиваемся, если слышим громкий звук.
Когда мы узнаём новое, мозг генерирует положительные эмоции. Это связано с выбросом дофамина, который ещё называют дофаминовым подкреплением. Оно «подталкивает» мозг к поиску новизны, создаёт основу для обучения и помогает организму адаптироваться к окружающему миру.
дофамин
Особенно опасен хронический стресс, при котором накапливается гормон кортизол. А вот кратковременный стресс может быть даже полезен и принести нам позитивные переживания. Это связано с тем, что во время этого вида стресса из отростков нервных клеток выделяется вещество норадреналин, которое формирует положительные эмоции. Например, при занятии экстремальными видами спорта или от прохождения компьютерной игры у нас возникает радость от победы и преодоления трудностей.
На первой фазе возникает резкое возбуждение, ощущение тревоги. На второй фазе организм перестраивает свои ресурсы и энергообмен, чтобы приспособиться к этому стрессу. Если вторая фаза затягивается, может наступить истощение, выгорание. Затем наступает истощение, которое, в свою очередь, тоже делится на несколько стадий. На первой стадии истощения вы начинаете принимать решения менее качественно и более стереотипно. А вот на второй стадии уже страдает сам организм — сердечно-сосудистая, эндокринная и иммунная системы.
Канадский физиолог Ганс Селье выделил три фазы стресса: тревога, адаптация и истощение (эмоциональное и профессиональное выгорание).
Чтобы понять, как устроена стрессоустойчивость, нужно понять, что такое стресс. Стресс — это реакция организма на угрозу, сенсорные стимулы, например, боль, или неудачу, то есть на отсутствие ожидаемого успеха при нарастающей потребности.
Вторая потребность, которая влияет на принятие эффективных решений — это безопасность. Она связана со стрессоустойчивостью, то есть способностью длительное время интенсивно работать в условиях неопределённости и высокой вероятности негативных событий, не истощая ресурсы организма.
Но есть нюанс. Важно помнить, что мы испытываем положительные эмоции от получения любой, даже бесполезной новой информации. Поэтому надо следить за тем, какой контент и зачем вы потребляете. Например, желание получить новую дозу дофамина может привести к сёрфингу по социальным сетям в поисках «информационного фастфуда», который отвлечёт вас от более важной деятельности.
кортизол
Выделение окситоцина связано с эмпатией и эмоциональным интеллектом. Вовремя сказанное слово, поддержка коллеги или просто совместное времяпровождение способствуют выделению этой молекулы и, соответственно, помогают сплачивать коллектив. А ещё окситоцин выделяется, когда вы вместе выпиваете, так что корпоративные праздники могут усилить чувство привязанности коллег.
Слаженная команда работает более эффективно, чем жёсткая иерархическая структура. Но, чтобы её создать, нужно «чувство локтя» — ощущение, что рядом друзья и соратники. На уровне химии за это отвечает молекула окситоцин, которая формирует ощущение спокойствия и привязанности.
Наконец, третья потребность, которая важна для принятия решений, — иерархическая. Она выражается в стремлении к лидерству. Современные коучи подчёркивают, что сегодня лидером считается не тот, кто отдаёт приказы, а тот, кто способен стать образцом для других и создать команду.
окситоцин
Как память и речь влияют на эффективность
Ещё один центр, влияющий на эффективность наших решений — это центр памяти. Именно он отвечает за то, чтобы мы обладали достаточными знаниями об окружающем мире, а значит, смогли отреагировать на те или иные вызовы.
Но что такое память с точки зрения работы мозга?
Это сетевое свойство нейронов коры больших полушарий, которое возникает из-за объединения отдельных нейронов в сеть и из-за формирования новых каналов для передачи информации. Благодаря памяти мы связываем разные события, реакции и создаём информационную модель внешнего мира. То есть благодаря памяти мы потихоньку обучаемся и можем понимать окружающий мир во всём его многообразии.
Как мы учимся
В основе процесса обучения лежит модификация синапсов, контактов, что связывают нейроны нашего мозга. Этот механизм можно сравнить с принципом работы интернета. Обучение происходит за счёт того, что между двумя точками возникает устойчивое соединение.
Например, ассоциативное обучение происходит благодаря положительному подкреплению. Этот вид обучения иллюстрирует эксперимент русского учёного Ивана Павлова.
Крысу учили запрыгивать на полочку, когда загорается лампочка. После того, как загорался свет, на пол комнаты, где находилась крыса, подавался слабый электрический ток. Чтобы избежать неприятных ощущений, крыса начала запрыгивать на полку сразу после того, как загоралась лампочка. А когда удары током прекратились, ассоциативная память продолжала срабатывать — крыса запрыгивала на полку при включённом свете.
Но это ещё не всё, что сумел узнать Павлов. Учёный также выделял четыре главных условия обучения и формирования долговременной памяти:
Во время обучения не стоит отвлекаться на смартфон и другие посторонние стимулы — они мешают мозгу сосредоточиться на актуальных задачах.
Отсутствие отвлекающих факторов
Функциональное состояние мозга
Мы не должны быть слишком сытыми, голодными, возбуждёнными или уставшими. Самые сложные задачи лучше всего решать «на свежую голову».
Повторное сочетание исходно незначимого стимула и положительного подкрепления приводят к лучшему запоминанию. Мало один раз что-то прочитать. Лучше посмотреть дополнительные материалы по теме или пересказать кому-то новую информацию.
Повторяемость
Мозг быстрее и эффективнее запоминает информацию, когда мы изучаем то, что помогает нам удовлетворить какую-то потребность. Когда изучаем что-то актуальное и важное лично для нас. Поэтому иностранный язык проще выучить, если у вас есть особая мотивация: например, найти работу или переехать в другую страну.
Значимое подкрепление
Итак, чтобы эффективно учиться и запоминать информацию нужна мотивация, повторяемость, отсутствие отвлекающих факторов и функциональное состояние мозга. Но это не всё. Большую роль в формировании памяти играют слова.
Слова и информационная модель мира
От зрительной зоны (1) и слуховой зоны (2) поступает информация в ассоциативную теменную кору (3). Именно там обучаются нервные клетки, которые способны связывать друг с другом зрительный и слуховой образы объекта.
Качественное отличие памяти человека от животного — способность к речевому обобщению, в котором слова более низкого уровня объединяются со словами более высокого. Например, сначала ребёнок понимает, что есть плюшевый зайчик, который относится к игрушкам, а игрушки, в свою очередь, — к предметам. Предметы — это окружающий мир. А мир — это Вселенная.
Окружающий мир, планеты, звёзды... вселенная... материя, дух
Предметы, дома, деревья
Игрушки, мебель, одежда
Зайчик, кукла, мячики, кубики
3
1
2
Поэтому важно развивать и усложнять речевую модель в течение жизни, накапливать информацию и формировать между центрами всё более мощные связи. Ведь, когда мы накапливаем знания конкретных слов, мы обладаем информированностью, а когда устанавливаем между ними правильные связи, то у нас появляется мудрость.
С помощью этой модели мы можем ввести исходные данные в мозг, спрогнозировать события, которые происходят во внешней среде, и принять наиболее эффективные решения. Например, благодаря этой модели мы можем понять, что делать со своими накоплениями в случае экономического кризиса. Информационная модель помогает нам как бы заглянуть в будущее, оценить последствия тех или иных реакций, не совершая реальных действий.
Швейцарский психолог Жан Пиаже считал, что стадии развития ребёнка совпадают со стадиями речевых обобщений. И чем больше уровней обобщения мы осваиваем, тем лучше развивается мозг. Так формируется речевая, информационная модель мира — основа процессов мышления и прогнозирования успеха деятельности.
Два режима принятия решений
Однако мы не всегда эффективно пользуемся этой мудростью. А всё потому, что эту информационную модель мы используем в двух режимах: быстром и медленном.
Для решения простых задач, например, заказ еды в кафе, подходит быстрый (интуитивный) режим информационной модели. В этом режиме мы берём исходные данные, быстро их анализируем и принимаем решение в считанные секунды.
А вот медленный режим нужен для решения более сложных задач. Такой режим подойдёт, например, для обдумывания того, что делать с нашими накоплениями в период экономического кризиса.
Медленный режим связан с зоной Брока (1), нашим речедвигательным центром.
Эта зона помогает нам как бы «озвучивать» мышление. Проговаривание мыслей часто помогает понять суть проблемы и найти верное решение. Призыв психологов «поговорить о проблеме» как раз связан с этим процессом. Особенность зоны Брока в том, что она работает медленно. Поэтому для решения трудных вопросов нам всегда требуется больше времени.
При нехватке времени медленная модель может не справиться, поэтому важные решения лучше принимать не за один день. Поговорка «утро вечера мудренее» как раз про это. Медленный режим информационной модели работает и во время сна. Поэтому иногда нам даже может присниться решение проблемы.
Если же кто-то торопит вас с принятием важного решения, задумайтесь: возможно, он не заинтересован в том, чтобы вы сделали правильный выбор. На этой особенности медленного режима часто спекулируют маркетологи. Они предлагают купить что-то ненужное, пока не кончилось спецпредложение, которое длится всего два часа!
1
Система 1 и 2
Об этой особенности работы информационной модели пишет и американский психолог, лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман. В книге «Думай медленно… Решай быстро» Канеман выделил две системы принятия решений.
Система 1 работает быстро и нужна для принятия простых решений. Например, помогает решить, поехать ли нам на нужный этаж на лифте или пойти пешком.
Система 2 работает более медленно, зато позволяет найти оптимальное решение в ответственных и сложных ситуациях. Например, решить, стоит ли вкладывать все наши накопления в открытие собственного бизнеса.
Ключевой тезис поведенческой экономики — человек нерационален в принятии решений, но нерационален предсказуемо. То есть систематически ведёт себя определённым образом.
Действительно, мы часто поддаёмся эмоциям и поступаем иррационально, не учитывая обстоятельства и риски. Маркетологи поняли, что нужно использовать этот эффект эмоций в рекламных компаниях для продвижения товаров. Например, вы скорее купите не очень нужный товар с большой скидкой и обещанием, что вам вернут деньги, если он вам не подойдёт, чем более нужный, но без дополнительных бонусов.
Как мы принимаем решения
Но как устроен процесс принятия решений? И как наш мозг выбирает из разных программ одну?
Главная зона, которая выбирает и запускает поведенческую программу — это наша ассоциативная лобная кора (7). Она объединяет потоки сигналов от разных сенсорных систем и центров и принимает решение.
А сам процесс принятия решений состоит из трёх стадий:
  1. Затылочная доля — зрительная кора
  2. Височная доля — слуховая кора
  3. Передняя часть теменной доли — болевая, кожная и мышечная чувствительность
  4. Внутри боковой борозды (островковая доля) — вестибулярная чувствительность и вкус
  5. Задняя часть лобной доли — двигательная кора
  6. Задняя часть теменной и височной долей — ассоциативная теменная кора: объединяет потоки сигналов от разных сенсорных систем, речевые центры, центры мышления
  7. Передняя часть лобной доли — ассоциативная лобная кора: с учётом сенсорных сигналов, сигналов от центров потребностей, памяти и мышления принимает решения о запуске поведенческих программ («центр воли и инициативы»)
7
6
5
4
3
2
1
Анализ «индивидуальной истории» программы
Из всех возможных способов выполнить программу мозг определяет долю успешных исходов. Например, если один магазин окажется закрытым, мы поищем рядом другой, потому что помним: уже много раз раз покупка в супермаркете была оптимальным способом удовлетворить потребность в перекусе.
Получается, что программу для реализации потребностей мы выбираем в зависимости от внешних факторов, условий и предыдущего опыта.
В этом выборе ассоциативной лобной коре помогает миндалина. Из всего многообразия программ выбираются только те, что связаны с удовлетворением доминирующей потребности. Мы решаем, чего сейчас нам хочется больше, например, поесть.
Выбор наиболее актуальной потребности
Мозг анализирует информацию от сенсорных центров и ассоциативной теменной коры и выбирает оптимальную программу. Например, мы хотим есть. Путей много: приготовить еду, зайти в кафе или в магазин. Но если времени и денег мало, программ тоже меньше. Вероятно, мы просто забежим в магазин за булочкой.
Активация программы, позволяющей удовлетворить потребность
Ловушки мозга и как их избежать
Наш мозг так устроен, что мы склонны выбирать привычные пути. На это влияют программы экономии сил и безопасности. Но это не очень хорошо с точки зрения адаптивности наших реакций и гибкого реагирования на изменяющиеся условия.
Если в простых ситуациях этот принцип стереотипизации может успешно работать, то в новых и сложных условиях он создаёт проблемы. Вы, наверное, сталкивались с подобным на работе. Только привыкните к определённому типу задач, как вдруг появляется новый клиент или компания открывает новое направление и вам приходится решать новые задачи. Их хочется решить по-старому, но часто к ним требуется новый подход.
Именно поэтому на сознательном уровне важно контролировать процесс выбора поведенческих программ и корректировать проявления стереотипизации. Это наша важнейшая функция, которая связана с такими психическими явлениями, как воля и сознание.
Их влияние способно «повысить рейтинг» любой поведенческой программы, даже той, что по некоторым параметрам может казаться не самой оптимальной. Иными словами, вы обладаете правом вето и волевым решением можете подтолкнуть мозг к выбору более рискованной, но креативной программы действий.
Как идти к цели
Что происходит дальше? После выбора программы сигнал для её выполнения передаётся в заднюю часть лобной доли, а уже оттуда запускаются конкретные двигательные реакции.
Тут появляется ещё одна проблема: многие поведенческие программы рассчитаны на дни, месяцы или даже годы и состоят из нескольких этапов. Например, чтобы создать фильм, нужно написать сценарий, найти финансирование, собрать команду, провести съёмки, смонтировать материал и организовать показы. Соответственно, важно контролировать успешность не только всей программы в целом, но и каждого шага.
Функцию контроля выполняет поясная извилина.
Она сравнивает реальные результаты, то есть информацию от сенсорных систем, и ожидаемые — память о предыдущих успешных реализациях программ. Затем она передаёт результаты сравнения в ассоциативную лобную кору. Если они совпадают, то у нас генерируются позитивные эмоции. Так мы понимаем, что идём по правильному пути. В процессе реализации долгосрочных программ важны положительные переживания на каждом этапе. Поэтому важно подбадривать коллег, подчинённых или даже самого себя, чтобы эффективно двигаться к поставленной цели.
Если же ожидаемые и реальные результаты не совпадают, возникают негативные эмоции (фрустрация или стресс) и происходит коррекция поведенческих программ. Если несовпадение не устраняется, может произойти смена всей программы. То, насколько легко и быстро ассоциативная лобная кора принимает решение о смене программы, влияет на такие наши качества, как целеустремлённость и импульсивность.
Например, мы посадили клубнику, а она не взошла. Поясная извилина сообщает ассоциативной лобной коре, что реальные и ожидаемые результаты не совпали. Лобная кора флегматичного человека может решить, что повода для беспокойства нет: нужно подождать ещё, и появятся ростки. А лобная кора импульсивного человека решит, что нужно по-новой вскопать грядку или вообще купить клубнику в магазине.
поясная извилина
миндалина
гиппокамп
Советы по принятию решений
Мы разобрались с общими принципами работы мозга и процессом принятия решений. На основании этих знаний можно сформулировать несколько коротких советов. Они помогут повысить эффективность работы мозга и принимать правильные решения, которые приведут к успеху.
Если при реализации программы что-то пошло не так, у нас может возникнуть агрессия. Она способна давать нам дополнительную энергию для преодоления трудностей, но нужно чётко контролировать её интенсивность в отношении внешнего мира и коллег.
Контролируйте уровень агрессии
Часто у нас возникает иллюзия полного знания: ощущение, что модель, которую мы держим в голове — истина. Но на самом деле мир намного сложнее, чем наше представление о нём. Игнорирование новых путей и информации не приведёт нас к успеху, особенно если мы имеем дело со сложными задачами.
Не будьте слишком упрямы
Наш мозг так устроен, что негативный опыт мы запоминаем лучше, чем позитивный. Эта особенность присуща не только человеку, но и животным. Она усиливается с возрастом. Это может стать препятствием на пути к получению нового опыта.
Отслеживайте стереотипное поведение и накопление негативных программ, тревожности
Такие ситуации «закрывающихся дверей» искусственно создают маркетологи, и в них мозг выбирает самую простую, но не всегда самую выгодную программу. Например, решает, что купить новые кроссовки со скидкой 30%, пока она не истекла — это выгодно. И игнорирует тот факт, что у вас уже и так есть 5 пар кроссовок.
Не поддавайтесь желанию принять решение немедленно
Мы уже говорили, что подражательная программа — одна из наших биологических потребностей. Мы эволюционно нацелены на её удовлетворение. Но избыточное подражание может привести к конформизму и стереотипизации поведения.
Учитесь на чужом опыте, но не забывайте о собственном
Контролируйте утомление, переключайтесь между видами деятельности, занимайтесь спортом, старайтесь чаще узнавать новое. Не забывайте следить за уровнем стресса. В этом может помочь дыхательная гимнастика, медитации и положительные эмоции. Последние могут приносить, например, еда, хобби или общение.
Заботьтесь о себе