Барокко
Барокко
XVII век — первая половина XVIII в.
Вивальди
1678–1741
Бах
1685–1750
Черты эпохи
Акцент на эмоциях. Главная цель художников, скульпторов и композиторов эпохи — выразить человеческие чувства.
пример — экстаз святой Терезы
Главная фигура — человек, терзаемый страстями.
пример — Калидонская охота, Питер Пауль Рубенс
Искусство неправильных форм. Слово «барокко »переводится как «жемчужина неправильной формы» и символизирует отказ от идеальных форм и сдержанных эмоций эпохи Возрождения.
пример — интерьер Петерскирхе
Теория аффектов
Теория аффектов — главный маркер эпохи в музыке. Согласно этой теории, определённые сочетания нот, особенности мелодии и способы извлечения звука могут вызвать у слушателя строго определённые эмоции, или аффекты.
Скорбные чувства, олицетворяет схождение в ад
Движение баса (нижнего голоса в музыке линии мелодии) вниз
Антонио Вивальди
Ария Vedro con mio diletto
Строгость, нарастание напряжения
Повторение одного и того же ритмического рисунка
Антонио Вивальди
Времена года. Зима, часть I
Нежность, расслабление
Плавный спуск мелодии
Иоганн Себастьян Бах
Ария из оркестровой сюиты №3
Полифония и гармония
В эпоху барокко сосуществовали два способа писать музыку: полифония и гармония. Первая в эпоху барокко уже достигла своего расцвета, вторая только зарождалась. Именно гармония повлияла на то, как будет развиваться музыка следующие несколько столетий.
Полифония
греч. «многоголосие»
Состоит из нескольких независимых переплетающихся голосов (параллельно звучат несколько мелодий)
Достигает пика в эпоху Барокко,
потом существует только в учебных целях или используется отдельными композиторами
Жанры: фуга, канон
первая мелодия
вторая мелодия
третья мелодия
Иоганн Себастьян Бах
Фуга №2 до минор
Гармония
греч. «слаженность стройность»
Состоит из мелодии и аккомпанемента (это звуковое пятно на фоне мелодии, чаще всего — аккорд)
Зарождается в эпоху барокко,
развивается в эпоху классицизма и
используется во всей современной музыке
Жанры: кончерто, увертюра, кантата, опера

меллодия
аккорды
Жан-Филипп Рамо
Галантные Индии
Инструменты и оркестр
В эпоху барокко инструментальная музыка быстро развивалась и в итоге стала такой же важной, как и вокальная. Стало появляться больше инструментальных произведений. Начал формироваться оркестр. Ниже — главные инструменты эпохи.
Хоральная прелюдия ре минор
Иоганн Себастьян Бах
Чаще всего использовался в богослужении, поэтому большая часть органной музыки — церковная.
Орган
Гольдберг-вариации
Иоганн Себастьян Бах
Звучит так, как будто кто-то резко дёрнул за струну, но звук сразу же погас. В оркестре барокко клавесин заменял дирижёра благодаря своему ритмичному звучанию.
Клавесин
Концерт № 3 для двух скрипок с оркестром
Антонио Вивальди
Состав: скрипка, виола, виолончель, контрабас, лютня
Составляли основу любого оркестра эпохи барокко. Звучат певуче, обволакивают звуком весь зал.
Струнные
Оратория «Саломон». Прибытие царицы Савской
Георг Фридрих Гендель
Состав: флейта, гобой, валторна, горн, фагот
Духовые были единой группой, но отличались по звучанию. Медные духовые чаще звучат громко и призывно, а деревянные — мягко, прохладно, иногда немного гнусаво.
Духовые
Кончерто Гроссо № 8. Часть I
Арканджело Корелли
Клавир задавал темп, выполнял функцию дирижёра
Струнные и духовые вели «музыкальную борьбу»

Оркестр эпохи барокко
Музыкальные жанры
Когда слушаете, обращайте внимание на свои эмоции
Духовная музыка
По музыкальным жанрам и формам можно судить о жизни людей в разные времена. В эпоху барокко, например, люди проводили много времени в церкви, а знать развлекалась на балах. В нашей таблице — музыка, которая сопровождала их жизнь.
Когда слушаете, описывайте каждую тему как персонажа с характером и наблюдайте за их взаимодействием
Полифонические жанры
Когда слушаете, обращайте внимание на контрасты в музыке или между частями произведения.
Светская музыка
Когда слушаете, определяйте эмоцию, которую передаёт композитор
Опера
Для отдыха и удовольствия
Форма: Из сольных арий, дуэтов и хоров
Генри Пёрселл
Вокальная музыка
Месса си-минор. Kyrie eleison
Иоганн Себастьян Бах
Для сопровождения богослужения или рассказа о каком-то религиозном сюжете
Форма: несколько номеров — арий, хоров и оркестровых частей
Месса, оратория, кантата, пассионы
Хоральная прелюдия «Взываю к тебе, Господи»
Иоганн Себастьян Бах
Для сопровождения общего пения на богослужении
Форма: свободная, обработка хорала — церковного песнопения
Хоральная прелюдия
Хорошо темперированный клавир. Прелюдия до мажор
Иоганн Себастьян Бах
Для подготовки к прослушиванию фуги
Форма: свободная
Прелюдия
Хорошо темперированный клавир. Фуга до мажор
Иоганн Себастьян Бах
Для упражнения композиторов в мастерстве
Форма: Экспозиция, разработка, реприза
Фуга
Музыка для Королевского фейерверка
Георг Фридрих Гендель
Для торжественных событий. Обычно писалась на заказ
Форма: три контрастные части
Увертюра
Французская сюита № 3. Аллеманда
Иоганн Себастьян Бах
Для танцев
Форма: разные по характеру танцы
Сюита
Кончерто ля минор для скрипки
Антонио Вивальди
Для сопровождения светских мероприятий
Форма: Три контрастные части
Кончерто