Классицизм
1770–1827
Бетховен
1756–1791
Моцарт
1750-1820
Классицизм
1685–1750
Бах
1678–1741
Вивальди
Черты эпохи
Рациональность — стремление описать прекрасное с помощью разума
пример — Кановианский храм, Антонио Канова
Следование строгим образцам, характерные черты которых — пропорциональность, симметричность и лаконичность
пример — Берлинский драматический театр, Карл Фридрих Шинкель
Античность — идеальный эстетический образец
пример — Клятва горациев, Жак Луи Давид
Классическая гармония
Гармония — система, по которой строятся аккорды и последовательности из них. В классической гармонии чередуются расслабление и напряжение. Следуя законам гармонии, композитор может воздействовать на эмоции слушателя.
Как классическая гармония звучит в известной музыке:
Последовательность Тоника-Субдоминанта-Доминанта-Тоника на фортепиано
Вольфганг Амадей Моцарт
Маленькая ночная Серенада. Часть I
Вольфганг Амадей Моцарт
Соната № 11. Часть III «Турецкое рондо»
Александра Пахмутова
Команда Молодости нашей
Инструменты и классический оркестр
В эпоху барокко состав оркестра не был регламентирован. А вот в эпоху классицизма сложился большой симфонический оркестр. Наконец нашлись идеальные пропорции между звучанием каждой из оркестровых групп и чёткое распределение функций.
Струнные
Состав: скрипка, альт, виолончель, контрабас
Описание: звучат 90% времени, самая рабочая группа оркестра
Вольфганг Амадей Моцарт
Симфония № 40. Часть I
Концерт для трубы с оркестром. Часть I
Йозеф Гайдн
Состав: валторна, труба, тромбон, туба
Описание: звучат громко, торжественно, ярко, призывно
Медные духовые
Опера «Электра». Вступление
Кристиан Каннабих
Состав: флейта, гобой, кларнет, фагот
Описание: самая тихая группа, часто звучат в оркестре сольно
Деревянные духовые
Симфония № 9. Часть I
Людвиг ван Бетховен
Состав: литавры; позднее добавились другие инструменты (большой барабан, треугольник, фортепиано)
Описание: вспомогательные инструменты, используются для украшения
Ударные, клавишные и другие
Симфония № 9. Часть I
Людвиг ван Бетховен
Следит за тем, чтобы инструменты равномерно закрывали весь диапазон звуков: от самых низких до самых высоких
Дирижёр
Музыкальные формы
Основа музыкальных форм классицизма — конфликт и взаимодействие нескольких тем. Слушая музыку, запоминайте эти темы и следите за их чередованием.
Рондо
Чередование основной темы и контрастных эпизодов
0:00 — Тема
1:19 — Эпизод I
1:48 — Тема
2:47 — Эпизод II
3:15 — Тема
Трёхчастная
Крайние части — одинаковые, в середине — контрастная им
0:00 — Часть I
1:16 — Часть II
2:28 — Часть III
Сонатная
Столкновение и борьба двух разных тем: экспозиция — знакомство с темами; разработка — столкновение тем; реприза — повторение изменённых тем

0:00 — Главная тема
0:47 — Побочная тема
2:49 — Разработка
3:38 — Главная тема в репризе
4:20 — Побочная тема в репризе