КРАСОТА И СЕКСУАЛЬНОСТЬ
В 11 ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА
как менялись представления о привлекательности от палеолита до XX века
памятка
Наши представления о красоте субъективны. Это доказывает история. Каждую эпоху кардинально менялись представления о том, какими должны быть женские тела, лица и причёски. Средневековая аристократка вряд ли могла бы понять, почему многие девушки сегодня носят чёлки. Девушку эпохи барокко удивило бы чьё-то желание похудеть.
Когда будете разглядывать картины, скульптуры и статуэтки, помните: тысячелетиями представления о женской сексуальности диктовали мужчины. Именно поэтому многие образы из тех, что вы увидите ниже, выглядят нереалистично.
В нашей подборке — 11 произведений искусства, в которых отразилась трансформация стандартов красоты со времён палеолита до XX века.
Венера Виллендорфская
28000–21000 до н. э.
Что считается красивым: большие грудь, живот и бёдра
Статуэтка Венеры Виллендорфской — воплощение фертильности. У женщины большие грудь и живот и широкие бёдра. Акцент сделан на теле и его пропорциях, а лицо при этом совсем не проработано. Это доказывает, что автор старинной статуэтки не пытался воспроизвести какой-то конкретный образ. Он создавал символ плодородия и показывал, как выглядит женщина, способная родить и вырастить ребёнка. Если по внешности девушки было понятно, что она способна продолжить род, в глазах мужчины это делало её привлекательной.
Скульптура царицы, предположительно Нефертити
Древний Египет. Амарнский период. 1351–1334
Что считается красивым: широкие бёдра и узкие плечи
Произведения искусства Амарнского периода прекрасно передают представления об идеалах женской красоты во втором тысячелетии до нашей эры. Главную роль в этой симфонии красоты играют бёдра, с которыми контрастируют узкие плечи, небольшая грудь и мягкий округлый живот. Как и в случае Венерой Виллендорфской, автор этой работы с помощью акцента на бёдрах хотел подчеркнуть фертильность женщины.
Афродита Книдская
Древняя Греция. IV век до н. э.
Что считается красивым: спортивное стройное тело, фигура «песочные часы»
Если в первых двух работах авторы изображали женские фигуры гипертрофированными и чувственными, то здесь всё наоборот. Скульптор Пракситель стремился воплотить идеальные пропорции. До него богинь изображали скованными и укутанными в драпировки. Пракситель же первым снял с обитательницы Олимпа одежду и показал её тело: сильное, подтянутое, симметричное. Кстати, плоский живот впервые в европейской истории вошёл в моду именно из-за него.
Богоматерь с младенцем. Меленский Диптих
Жан Фуке. Франция. Около 1450
Что считается красивым: субтильное телосложение, бледность
Работа Жана Фуке написана в готическом стиле и демонстрирует идеалы средневековой красоты. Тело богоматери непропроционально вытянутое, руки — длинные, линии силуэта — изогнутые. Кожа пугающе бледная, брови практически полностью выщипаны, линия естественного уровня роста волос сбрита. Таким видом в XV веке богатые дамы старались продемонстрировать, что они максимально далеки от ручного труда и обладают богатым внутренним миром.
Венера Урбинская
Тициан. Венеция. 1538
Что считается красивым: античные пропорции
На смену Средневековью пришло Возрождение. Готические бритые лбы и бледные лица уступили место естественности и гармонии. У Венеры Тициана мягкие светлые волосы, небольшая крепкая грудь и округлый живот. Пропорции её тела более реалистичные, чем у Богоматери с Меленского диптиха. И всё же этот образ идеализирован: кожа богини ровная и гладкая, черты лица — правильные. Художники и скульпторы этой эпохи стремились показать человеческое тело как величайшее творение природы, и физические несовершенства противоречили этой идее.
Венера перед зеркалом
Питер Пауль Рубенс. Антверпен. 1614–1615
Что считается красивым: плотное телосложение, румяное лицо
А вот Венера Рубенса уже больше похожа на обычного человека. Она написана в эпоху барокко, а барокко — это драматизм, динамика, роскошь и торжество сильных эмоций! Рубенс доказал, что несовершенное тело может быть красивым и полным энергии. Образы рубенсовских женщин демонстрируют радости мирской жизни и воплощают собой плодородие и чувственность. Героиням его картин не нужно ни в чём себя ограничивать, чтобы быть прекрасными. Идеальная женщина эпохи барокко — та, которая умеет наслаждаться жизнью и брать от неё максимум.
Портрет мадам Рекамьё
Жак Луи Давид. Франция. 1800
Что считается красивым: стройное тело, свободные одежды
С формами рубенсовской Венеры контрастирует фигура мадам Рекамьё. В отличие от Венеры, она стройная и бледная. Жак Луи Давид изобразил представительницу французского высшего света. На момент создания портрета во Франции уже свершилась революция 1789 года, короля казнили, вместо него установилась власть пяти правителей-директоров. Рекамье в этой ситуации продолжила поддерживать павшую монархию. Её протест против Директории выразился в необычных нарядах.
Героиня картины Давида напоминает античную статую: волосы забраны наверх, тело не сковано корсетами. Свободное платье из белой летящей ткани напоминает греческие хитоны. Девушек, которые одевались так на рубеже XVIII–XIX веков, называли мервейёзами, то есть дивными, великолепными.
Портрет королевы Виктории
Франц Ксавер Винтрхальтер. Великобритани. 1847
Что считается красивым: подчёркнутые бёдра и грудь, отсутствие косметики
Франц Ксавер Винтерхальтер запечатлел юную королеву Викторию в свадебном платье и венке. И это, пожалуй, один из редких примеров в искусстве, когда художник ещё не знает, что отражает в работе новые каноны красоты. Вскоре после свадьбы белые подвенечные платья стали популярными во всей Европе, хотя раньше замуж выходили в основном в красных или чёрных нарядах. Сама королева тоже стала воплощением нравственности и красоты второй половины XIX столетия: небольшой рост, маленькие кукольные губы, большие глаза, ярко выраженные талия и грудь. Талию делали более узкой тугие корсеты, бёдра более широкими — специальные конструкции, которые поддевали под юбки. Силуэты девушек становились гротескными, а двигаться в таких платьях было очень сложно.
Рождение Венеры
Александр Кабанель. Франция. 1863
Что считается красивым: идеальная фарфоровая кожа, узкая талия, широкие бёдра
Пуританские нравы викторианской эпохи в Европе повлияли на обнажённое тело в искусстве. Изображать голыми современниц считалось безнравственным, поэтому представления о сексуальности художники проецировали на античных богинь.
Пример такой проекции — картина Александра Кабанеля «Рождение Венеры». Писатель Эмиль Золя говорил о работе так: «Богиня, утопающая в молочном море, напоминает прелестную куртизанку, но сотворённую не из плоти и крови — это было бы вульгарно, — а сделанную из белого и розового марципана». Золя очень точно подчёркивает, что реальная плоть воспринималась бы как вопиющая вульгарность.
За туалетом. Автопортрет
Зинаида Серебрякова. Россия. 1909
Что считается красивым: быть собой
В XX веке помимо мужского взгляда на красоту в искусстве наконец-то появился женский. На картине мы видим женщину в момент, когда она остаётся наедине с собой. Зинаида Серебрякова не стремится уподобить себя богиням прошлого и не пытается выглядеть роковой соблазнительницей. Она просто отражается в зеркале. Её образ свежий и лёгкий, её красота естественна. Своей работой она демонстрирует, что женщина может участвовать в диалоге о красоте и сексуальности и влиять на общественное мнение.
«Вы увидели, что в каждую эпоху представления о красоте были разными. Они были связаны с ценностями, царившими в обществе, образом жизни людей и политическими событиями. Но в XX веке начался путь к отказу от строгих канонов. Начался диалог всех со всеми, открылся путь к свободе.
Благодаря этому диалогу начался период становления новой, более универсальной системы ценностей. И сегодня даже самые консервативные историки моды согласны с тем, что мир прекрасен в его многообразии, а каждый человек уникален. Этого бы не произошло без женщин, которые отстаивали свои права и меняли окружающий мир. Важно помнить об этом не только в прекрасный праздник 8 Марта. Важно помнить об этом всегда.
Жёсткие стереотипы, касающиеся красоты, вряд ли вернутся, так как в их основе всегда лежит идея сегрегации, а сегодня мы стремимся к миру. И чем больше и увереннее мы говорим друг с другом, тем больше яркого разнообразия в итоге увидим».