Спорные работы Иеронима Босха
Картины Иеронима Босха настолько впечатлили его современников и потомков, что их стали активно копировать. Помимо этого у Босха появилось множество подражателей, которые писали работы в очень похожем стиле. Такая популярность создала исследователям множество проблем: от самого Иеронима до нас дошло лишь около 25 живописных работ, но даже насчёт подлинности некоторых из них есть сомнения. В этой памятке — пять картин, без которых невозможно представить наследие великого Босха, но которые он, скорее всего, не писал.
памятка
Множество странных существ, реалистичная перспектива и проработанные детали — вот характеристики, по которым можно предположить, что автор этой работы Босх.
ЗА
Искушение Св. Антония.
Ок. 1530–1540
Корпоративная коллекция Ван Ланшот, Хертогенбос
ПРОТИВ
Проект по исследованию и сохранению наследия Босха относит картину к одному из первых подражателей мастера. У работы нет надёжного провенанса, то есть истории владения. Кроме того, картина связана с рисунком, который точно атрибутируется руке последователя Босха. Имя автора этого рисунка неизвестно.
Сюжет картины — это визуализация устойчивого выражения «иметь камень в голове». Обращение к таким выражениям, пословицам и поговоркам характерно для Босха. Помимо этого в пользу его авторства свидетельствует наличие перспективы в пейзаже и впечатляющая проработка внешности персонажей.
ЗА
Извлечение камня глупости. 1475–1480
Музей Прадо, Мадрид
ПРОТИВ
На основании стилистического анализа инфракрасного снимка картины исследователи музея Северного Брабанта сделали вывод, что картину написал либо кто-то из мастерской Босха, либо кто-то из других последователей художника. Проект по исследованию и сохранению наследия Босха заключил, что подпись на картине тоже не принадлежит Босху.
Картина имеет длинный провенанс, то есть историю владения. Ещё в 1593 году король Испании Филипп II перевёз её в монастырь Эскориал, и уже тогда она атрибутировалась Иерониму Босху. Натурализм в проработке драпировок и лиц и мастерски выстроенная композиция свидетельствуют в пользу подлинности.
ЗА
Увенчание терновым венцом. 1490–1500 Эскориал, Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориаль
ПРОТИВ
Дендрохронологическое исследование, которое помогает определить возраст деревянных панелей с помощью изучения их годичных колец, показало, что работа была написана не ранее второй четверти XVI века, то есть уже после смерти Босха.
У этой картины эффектная композиция: Христос показан в гуще толпы, которую разрезает диагональ креста. Помимо этого в пользу авторства Босха свидетельствует удивительный натурализм, с которым написаны лица.
ЗА
Христос, несущий крест. 1510–1535
Музей изящных искусств, Гент
ПРОТИВ
Исследователи проекта по исследованию и сохранению наследия Босха сравнили работу с подлинниками мастера и заключили, что Босх обычно не писал лица настолько карикатурно. Помимо этого в подготовительном рисунке к картине проработаны только контуры фигур. Автор не пытался проработать мелкие детали. Это могло произойти только в случае, если работа была лишь копией неизвестного оригинала.
В основу сюжета картины легла фламандская пословица о том, как обманщик становится посмешищем для детей. Обращение к пословицам было типичным для Босха, поэтому сюжет работы стал аргументом в пользу его авторства.
Впервые картина была приписана Босху в 1893 году, на протяжении XX века её рассматривали как раннюю работу мастера.
ЗА
Фокусник. Между 1475–1502
Муниципальный музей, Сен-Жермен-ан-Ле
ПРОТИВ
В последние десятилетия исследователи склоняются к тому, что эта картина — копия работы Босха. Скорее всего, она создана не раньше 1525 года, когда Босх уже умер. Во-первых, краски нанесены тонким слоем, для Босха это было нехарактерно. Во-вторых, для изображения деталей лиц героев автор использовал краску синеватого оттенка, которой нет на других работах Босха. Наконец, подготовительный рисунок почти полностью совпадает с финальным изображением. Это значит, что автор не размышлял над композицией и копировал уже существующую работу.