Гнев, Семь смертных грехов. Иероним Босх, после 1505
Несмотря на интерес к религиозным сюжетам, Босх, как художник Возрождения, одновременно уделяет внимание и повседневности. Иллюстрируя гнев в работе «Семь смертных грехов», Босх показывает сцену, которая запросто могла бы произойти в реальности: женщина пытается разнять двух дерущихся мужчин.
Как художник Ренессанса, Босх вдохновляется не только средневековыми манускриптами, но и более современной литературой. Например, создаёт иллюстрацию светского произведения — дидактической поэмы «Корабль дураков» немецкого гуманиста Себастьяна Бранта конца XV века
Корабль дураков. Иероним Босх, 1495–1500
Несмотря на то, что Босху далеко до итальянских мастеров Возрождения в реалистичности изображения людей, он пишет довольно правдоподобные пейзажи с использованием перспективы, как на картине «Святой Иероним за молитвой».
Св. Иероним за молитвой. Иероним Босх, 1505
Босх создавал картины не только для Церкви, но и для частных заказчиков, которые становились героями его работ. Найти спонсоров на картинах художника удаётся не всегда: часто патронов записывали. Чтобы убедиться в этом, сравните современный вид картины «Св. Вильгефортис» и её рефлектограмму, где на боковых створках изображены заказчики.
Мученичество Св. Вильгефортис. Иероним Босх, 1500–1504