Босх: между Средневековьем и Возрождением
В картинах Иеронима Босха соединились две эпохи. С одной стороны, мы чувствуем дух отцветающего Средневековья с его религиозной моралью и пугающими чудовищами. С другой, в них же уже ярко проявляют себя ренессансные живописные методы и практики. А чтобы не запутаться в творчестве этого противоречивого мастера, мы собрали в одну памятку средневековые и ренессансные элементы, из которых состоят его картины.
памятка
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Святой Христофор. Иероним Босх, 1504–1505
В изображении Святого Христофора Босх придерживается традиции средневековых мастеров. Именно в Средние века Христофора начали изображать так: переносящим через реку младенца, который оказывается Христом.
Традиционная иконография
Образы из соборов и маргиналий
Все чудовища и фантастические твари, которых Босх помещает на картины для устрашения зрителей, продолжают традицию декорирования средневековых соборов и напоминают маргиналии, то есть рисунки, которые часто оставляли на полях средневековых текстов.
Сад земных наслаждений (фрагменты) Иероним Босх, ок.1500
Народная культура
Как настоящий средневековый мастер, Босх постоянно делает отсылки к фольклору. В его картинах часто можно встретить изображение фламандских пословиц и поговорок. Так, собаки во фрагменте «Зависть» с картины Босха «Семь смертных грехов» иллюстрируют пословицу «Две собаки и только одна кость, нет согласия».
Зависть, Семь смертных грехов Иероним Босх, после 1505
Многозначные символы
Иероним Босх использует характерные для средневековой традиции символы, которые можно трактовать очень по-разному. Например, любимая им сова иногда предстаёт как символ ложной мудрости, а иногда помещается в центр Рая и, возможно, предвещает Страшный суд.
Сад земных наслаждений (фрагмент) Иероним Босх, ок.1500
РЕНЕССАНСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Гнев, Семь смертных грехов. Иероним Босх, после 1505
Несмотря на интерес к религиозным сюжетам, Босх, как художник Возрождения, одновременно уделяет внимание и повседневности. Иллюстрируя гнев в работе «Семь смертных грехов», Босх показывает сцену, которая запросто могла бы произойти в реальности: женщина пытается разнять двух дерущихся мужчин.
Бытовые сюжеты
Литература гуманизма
Как художник Ренессанса, Босх вдохновляется не только средневековыми манускриптами, но и более современной литературой. Например, создаёт иллюстрацию светского произведения — дидактической поэмы «Корабль дураков» немецкого гуманиста Себастьяна Бранта конца XV века
Корабль дураков. Иероним Босх, 1495–1500
Работа с формой
Несмотря на то, что Босху далеко до итальянских мастеров Возрождения в реалистичности изображения людей, он пишет довольно правдоподобные пейзажи с использованием перспективы, как на картине «Святой Иероним за молитвой».
Св. Иероним за молитвой. Иероним Босх, 1505
Светские заказчики
Босх создавал картины не только для Церкви, но и для частных заказчиков, которые становились героями его работ. Найти спонсоров на картинах художника удаётся не всегда: часто патронов записывали. Чтобы убедиться в этом, сравните современный вид картины «Св. Вильгефортис» и её рефлектограмму, где на боковых створках изображены заказчики.
Мученичество Св. Вильгефортис. Иероним Босх, 1500–1504