Сохранить
Микеланджело: скульптор, художник, архитектор
Как титан эпохи Возрождения проявил себя в разных видах искусства
Портрет Микеланджело
Даниэле да Вольтерра, ок. 1544
Микеланджело Буонарроти — одна из ключевых фигур эпохи Возрождения. Он был гениальным универсалом, который сумел в своих пластических и художественных произведениях воспеть красоту архитектурной формы и человеческого тела, неотделимые от красоты духовной. Эта памятка поможет вспомнить, как главные аспекты творческого метода Микеланджело проявляются в трёх видах искусства — живописи, скульптуре, архитектуре.
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
Моисей, ок. 1513–1515
Страшный суд, фрагмент, ок. 1537–1541
Проект фасада церкви Сан-Лоренцо, 1517
СКУЛЬПТУРНОСТЬ
Все приёмы Микеланджело работают на выявление объёма и пластики
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
Монументальность. Мастер оборачивает правое колено Моисея объёмной драпировкой, чтобы подчеркнуть мощь фигуры.
Напряжение. Динамичный разворот фигуры и напряжение мышц подчеркивают драматизм события — Страшного суда.
Светотень. Микеланджело зачастую играл со структурными архитектурными элементами — выступами и углублениями. В проекте оформления фасада собора Сан Лоренцо выступы пилястр контрастируют с углублениями ниш. За счёт выступов и углублений создаётся контраст света и тени.
Светотень. Помимо реального объема, драпировка позволяет создать контрастную игру света и тени и динамичную пластику фактуры.
Гладкая фактура. Мастер уделял мало внимания цвету и фактуре мазков. Например, изображая одеяния Христа, Микеланджело представляет их как драпировку, не прописывая фактуру. Ему не важно — шёлк это или шерсть. Главная задача драпировки — подчеркнуть объём и движение фигуры.
Рельеф. Декоративные объёмные детали на фасаде Сан Лоренцо должны были усилить рельефность стен.
Скульптура. Микеланджело зачастую добавлял в оформление постройки скульптуру — у Сан Лоренцо статуи должны были венчать карниз.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Подготовка и рисунок играют ключевую роль в работах
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
Вычленение идеального образа. Микеланджело считал, что работа над скульптурой — это процесс отсечения лишнего. Чтобы создать идеальный образ, художник тщательно изучал натуру. И только потом брал кусок мрамора и скрупулёзно работал над созданием шедевра. Вот почему Моисей обладает идеальной физической формой.
Композиция. Микеланджело изображал фигуры поочерёдно. Каждая находилась на своём, чётко отведённом месте. Кроме того, он делал много зарисовок и штудий, чтобы найти ту самую идеальную позу, в которой изображён Христос на этой работе.
Разработка концепции.Первостепенную роль в архитектуре играла разработка концепции. Большая часть архитектурных проектов Микеланджело дошла до нас как раз в форме концепций. Например, проект фасада Сан Лоренцо тщательно продумывался в рисунках, а также была создана его деревянная модель.
ТЕЛЕСНОСТЬ
Человек как главная тема и главная форма искусства
АРХИТЕКТУРА
СКУЛЬПТУРА
ЖИВОПИСЬ
Подробность физических черт. Большое внимание Микеланджело уделял изучению натуры. Художник хотел реалистично и в мельчайших подробностях передать движение каждой части тела и нюансы напряжения мускулов. Степень скрупулёзности, с которой Микеланджело подходил к реалистичности в изображении тела, видна на примере статуи Моисея. Мы можем разглядеть, как на руке героя выступают вены от напряжения мышц.
Органичность. Симметрия и пропорции в архитектуре были для Микеланджело подобны строению человеческого тела. Нижняя часть фасада Сан Лоренцо, — самая высокая, как ноги человека. Средняя часть, покороче, как туловище, а верхняя, самая маленькая, как голова. И все части фасада симметричны относительно центра.