Средневековье и Возрождение в живописи Боттичелли
Сандро Боттичелли — художник Раннего Возрождения. В его искусстве новые тенденции Ренессанса сошлись с живописными традициями Средних веков. Эта памятка поможет разобраться, что в работах Боттичелли идёт от Средневековья, а что — от Возрождения.
К ПАМЯТКЕ
МАНЕРА
Мадонна с младенцем
Сандро Боттичелли, 1468
Мадонна в скалах. Леонардо да Винчи, 1483–1486
Мадонна с младенцем. Неизвестный мастер, ок. 1390
Боттичелли добавлял натуралистичные детали, которые делали его картины более реалистичными. Например, младенец естественно кладёт руку на грудь матери и заглядывает ей в глаза.
Декоративность в картинах Боттичелли — средневековое наследие. Тонкие складки декоративных драпировок, позолоченный нимб над головой Мадонны, золотая вышивка на рукавах — всё это напоминает об изяществе интернациональной готики.
Возрождение
Средневековье
ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Венера и Марс, фрагменты
Сандро Боттичелли, ок. 1483
Давид. Микеланджело Буонарроти, ок. 1501–1504
Благовещение с двумя святыми. Симоне Мартини, 1333
Как и другие художники Возрождения, Боттичелли стремился к реализму в изображении человеческого тела.
Мастер использовал натурные штудии, копировал фигуру человека с реальных моделей.
Он вдохновлялся античными памятниками, в которых тело человека изображалось анатомически подробно.
В результате Боттичелли удалось создать эффектные и реалистичные изображения обнажённого тела — как фигура Марса на этой картине.
Фигуры на картинах Боттичелли, особенно женские, имеют вытянутые пропорции и показаны в изящных позах. Именно так изображали людей в готической традиции.
Возрождение
Средневековье
СЮЖЕТ
Мадонна с младенцем
Сандро Боттичелли, 1475-1485
Обручение Св. Екатерины. Микелино да Безоццо, ок. 1420
Боттичелли часто обращался к изображению религиозных сюжетов. Священное Писание всё ещё оставалось главным источником сюжетов для живописи.
Средневековье
Рождение Венеры, фрагмент
Сандро Боттичелли, ок. 1485
Персей. Бенвенуто Челлини, 1554
Боттичелли стал обращаться к сюжетам из античной литературы и мифологии. Такие сцены позволяли показать обнажённую натуру.
Возрождение
ФИЛОСОФИЯ
Весна, фрагмент
Сандро Боттичелли, 1482
Мадонна Дони. Микеланджело Буонарроти, ок. 1506
Притча о десяти девах (миниатюра из Россанского Евангелия). Мастер Россанского Евангелия, VI век
Искусство Боттичелли опиралось на новую гуманистическую философию, главное место в которой отводилось человеку. По философии неоплатоников, телесная красота людей отражала их духовную красоту.
Картины Боттичелли, как и всё средневековое искусство, в первую очередь учили христианской добродетели. Так, мифологические персонажи на картине «Весна» иллюстрировали тему верности и целомудрия, прославляли брачный союз.
Возрождение
Средневековье