Как написана картина Боттичелли?
Картины Боттичелли прекрасны, их хочется рассматривать долго, детали хочется изучать. Но в чём секрет притягательности картин мастера? Разбираемся на примере картины «Мадонна с младенцем и ангелами» (около 1470 года).
Гармоничная композиция
Картина представляет собой круг — такой формат называется тондо. В центре показаны главные персонажи — Мадонна и Иисус. Художник использовал симметричную композицию: головы Марии и Христа наклонены в разные стороны, как бы зеркально отражая друг друга. По краям их уравновешивают фигуры двух ангелов и два букета роз. Всё это делает композицию устойчивой и спокойной. Использование гармоничных композиций вообще характерно для искусства итальянского Возрождения — так художники пытались передать на холсте свой эстетический идеал.
Линейность
Манера письма Боттичелли линейная, то есть все фигуры и предметы на его картинах чётко очерчены. Особенно хорошо это заметно там, где левая рука Богоматери поддерживает полы синего плаща: очертания кисти контрастно проступают на фоне ткани. Чёткость линий обусловлена тем, что во Флоренции XV века для художников первостепенное значение имел рисунок, а не эффекты живописной фактуры.
Гладкая фактура
Боттичелли работал темперой — при ближайшем рассмотрении вы заметите, что формы и объём на его картинах создаются за счёт мелких штрихов-мазков. Но мазки наложены настолько аккуратно и незаметно, что поверхность картины выглядит гладкой. Боттичелли, как и другие художники Возрождения, стремился изображать мир реалистично — для этого как нельзя лучше подходило гладкое письмо, которое не отвлекало зрителя от форм и объёмов на картине.
Насыщенный светлый колорит
Боттичелли использовал насыщенную палитру, показывая мир во всём великолепии и красоте. Нежно-голубой и светло-розовый создают светлое и гармоничное настроение. Эти оттенки прекрасно подходят для изображения трогательной Мадонны с младенцем Христом.
Натурализм в деталях
Хотя Боттичелли не перегружал картину деталями, он уделил внимание небольшим подробностям, которые помогли сделать образ Богоматери с младенцем более жизненным. Например, посмотрите, как Иисус правой ножкой цепляется за руку матери, а левой рукой держится за её платок — наверняка художник подсмотрел этот жест в реальной жизни.
Меланхоличная Мадонна
Боттичелли представил Мадонну как изящную рыжеволосую девушку с задумчивым, меланхоличным лицом, слегка склонённой головой и длинным прямым носом. Этот женский типаж Сандро Боттичелли повторял во многих своих работах. Существует теория, что Боттичелли списывал своих рыжеволосых героинь с первой красавицы Флоренции Симонетты Веспуччи, в которую был влюблён его покровитель Джулиано Медичи. Однако более вероятно, что этот образ — отражение характерного для эпохи идеала женской внешности, который Боттичелли воплотил в своих работах.