ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФИЛОСОФЫ
Французский философ, который исследовал тему языка, письма и текста. Барт начинал как структуралист, а позже перешёл в лагерь постструктуралистов. Философ критически переосмыслил роль автора текстов.
Барт ввёл понятия произведения и текста. Произведение — нечто упорядоченное, законченное, готовое и целое. Текст — умозрительный конструкт. Если у произведения есть структура, композиция и замысел автора, то у текста нет линейности, центра и правил организации.
Французский постмодернист, критик общества потребления.
Делёз выделил два типа мышления — древовидное и ризоматическое. Метафора древовидности означает, что мышление движимо идеей корня, то есть центра. Оно иерархично. В противовес Делёз предложил ризоматическое мышление, у которого нет корня и центральных идей. Оно видит все равноценным, а значит не иерархично.
Французский постструктуралист, критик метафизической философии. Делёз утверждал, что задача философии — поиск адекватного языка для описания многообразия жизни.
Язык формирует субъекта. Чтобы избавиться от субъектности мышления, нужна радикальная критика языка и литературы.
В основе традиционного способа мышления лежит бинарная логика — оперирование противоположными понятиями. Но все эти парные понятия не симметричны по значению: всегда один элемент воспринимается как более положительный, а другой — как ущербный.
Французский философ-постструктуралист, разработал метод деконструкции.
Направление, которое переосмысляет идеи и идеалы философии Нового времени. Постмодернизму присущи критика традиционных понятий философии, отказ от истины и многовариантный взгляд на мир.
Постмодернистская философия
Французский философ. В ранний период творчества относился к структуралистам, а в поздний — к постструктуралистам.
Постгуманистическая философия
Направление, которое критикует идеи гуманизма и предлагает перестать рассматривать человека как высшую ценность. Основные представители: Бруно Латур (род. 1947), спекулятивные реалисты и Реза Негарестани (род. 1977).
Латур призывает отказаться от научного деления на субъект и объект, чтобы уйти от господства учёных над изучаемыми объектами.Для этого философ вводит понятие акторов — это любые живые существа или вещи, которые оказывают какое-либо влияние. Акторы образуют сети — совместную активность, в ходе которой происходит взаимовлияние.
Изучая социальные условия научной деятельности, Латур пришёл к двум выводам. Во-первых, научные факты — это социальные конструкты, которые изобретают учёные. Во-вторых, учёные не занимаются поисками истины, а ищут способы сделать свои теории влиятельными.
Французский философ и социолог, исследующий процесс формирования научного знания.
Концепция toy philosophy. Негарестани сравнивает структуру с инженерной моделью, а мыслителя воспринимает как инженера-супервайзера. Задача философа — не познавать истину, а применять свои навыки, чтобы улучшать различные концепты и объяснительные модели.
Иранский философ и писатель, автор романа «Циклонопедия».
Реза Негарестани (род. 1977)
Французский политический философ, который осмысляет отношения между человеком и государством.
Словенский философ и теоретик психоанализа, который исследует политическую сферу и анализирует механизмы идеологии.
Американская представительница феминизма, автор гендерной теории.
Джудит Батлер (род. 1956)
Донна Харауэй (род. 1944)
Американская представительница киберфеминизма, которая критикует мужской тип власти и предлагает осуществить женский тип власти в киберпространстве.
Бодрийяр критиковал общество потребления. Согласно мыслителю, потребление не связано с реальной потребностью человека в товаре, поэтому человек не может получить настоящее удовлетворение от приобретённой вещи и вынужден желать всё больше. Человек перестал быть субъектом индивидуального желания — он желает то, что ему навязывают другие: СМИ, реклама, мода.
Философ заключил, что пришел «конец социального». Люди перестали различаться по социальному статусу, индивидуальным и профессиональным особенностям. Согласно Бодрийяру, в мире осталось только различение по потребляемым знакам.
Дэниел Деннет полагает, что человеческое сознание — это всего лишь эффект соединения разных программ в мозгу, а значит оно ничем не отличается от сложного искусственного интеллекта. Для доказательства своей идеи философ использует тест Тьюринга. С точки зрения Деннета, эффект субъективного «Я» — иллюзия.
Дэниел Деннет (род. 1942)
Джон Сёрл указывает на принципиальную разницу человеческого сознания и искусственного интеллекта. Согласно философу, сознание отличается мышлением и субъективным переживанием. Для доказательства Сёрл использует мысленный эксперимент «Китайская комната».
Направление, которое занимается изучением человеческого сознания при помощи мысленных экспериментов и новейших научных открытий в области биологии и искусственного интеллекта. Основные вопросы: что такое человеческое сознание и откуда берётся переживание субъективного «Я». Основные представители: Дэниел Деннет (род. 1942) и Джон Сёрл (род. 1932).
Аналитическая философия сознания
Фуко отказался от идеи структуры и начал рассматривать субъект как историческое изобретение.
Он стал исследовать прошлое, чтобы отыскать в исторических текстах следы идеологической работы власти. Он хотел разработать инструмент, который поможет осознать относительность наших представлений об истине.
Сформулировал проблемное поле спекулятивного реализма и ввел одно из центральных понятий — корреляционизм. Коротко его можно описать как убежденность в существовании связи между мышлением и бытием. Спекулятивные реалисты отрицают такую связь и утверждают, что реальность непознаваема для человека.
Квентин Мейясу (род. 1967)
Объектно-ориентированная онтология Хармана рассматривает мир как ряд равноценных объектов. Согласно этой концепции, нет сущностной разницы между людьми, животными, неживыми предметами или выдуманными созданиями.
Течение, которое признаёт существование реальности за пределами человеческого опыта. Основные представители: Квентин Мейясу (род. 1967) и Грэм Харман (род. 1968).
Направление, которое анализирует сущность власти и взаимоотношения государства и общества. Основные представители: Ален Бадью (род. 1937), Славой Жижек (род. 1949), Джудит Батлер (род. 1956) и Донна Харауэй (род. 1944).
Человек не может делегировать другому защиту своих интересов. Представительство — это лишь удобная фикция политической активности. Человеку кажется, что он политически активен, ведь есть партия, которая продвигает его интересы. Это создаёт ситуацию отчуждения: человек внешне действует как политический субъект в роли избирателя, но фактически лишён инструментов влияния на власть.
Бадью определяет политическое событие как качественное изменение в обществе, которое вносит новизну в политическую жизнь и приводит к непредсказуемым последствиям.
Жижек определяет политику как поле столкновений различных представлений о правильном социальном устройстве. Цель всякой политики — узаконить свои представления об устройстве общественных отношений.
Теория гендерной перформативности. Согласно этой концепции, гендера объективно не существует — он создаётся с помощью актов высказывания говорящих.
Человеческое тело — это культурный конструкт, созданный властью с помощью дисциплинарных практик. Гендерно-нормативное тело — послушное, экономически выгодное и здоровое, так как помогает воспроизводить население.
Харауэй ищет способ реализовать женский тип организации, которому присущи отсутствие центра и иерархии, и приходит к идеи киберфеминизма. Она предлагает избавиться от тела, которое связывает нас с миром природы и политики, и сбежать от него в виртуальный мир, где царствуют абсолютная свобода и бесконечное творчество.