Гид по вселенной
Андрея Тарковского
Кто вдохновляет режиссёра
«Земляничная поляна», реж. Ингмар Бергман, 1957
Тарковский вырос на фильмах Бергмана и очень многое позаимствовал из его работ. Например, как и шведский классик, он вплетает в повествование свои сны.
Ингмар Бергман, режиссёр
«Земля», реж. Александр Довженко, 1930
Главное, что берёт Тарковский у Довженко — это длинные статичные кадры. При помощи таких кадров Довженко, крестьянин по происхождению, пытался передать медленное и тягучее крестьянское мироощущение.
Александр Довженко, режиссёр
Кэндзи Мидзогути, режиссёр
«Сказки туманной луны после дождя» Мидзогути тоже входят в десятку любимых фильмов Тарковского. А ещё у японского режиссёра Тарковский заимствует длинные проезды камеры — «планы-свитки», которые мы видим, например, в «Андрее Рублёве».
«Сказки туманной луны после дождя», реж. Кэндзи Мидзогути, 1953
«Я живу в страхе», реж. Акира Куросава, 1955
Лента Куросавы «Семь самураев» входит в десятку любимых фильмов Тарковского. А фильм «Я живу в страхе» стал главным источником вдохновения для последнего фильма Тарковского — «Жертвоприношение».
Акира Куросава, режиссёр
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«Зеркало», 1974
Каннский кинофестиваль:
Гран-при жюри
Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).
«Солярис», 1972

Самый прорывной фильм
Венецианский кинофестиваль:
Золотой лев
«Каток и скрипка», короткометражный, 1960
Первый фильм на важную тему
«Иваново детство», 1962
Дебютный фильм
Как работает над сценарием
Наёмные убийцы в ожидании клиента берут в заложники всех посетителей бара. После этого камера долго снимает то, как один из них играет крошками на барной стойке.
«Убийцы», 1956
В повествование фильма включаются сцены «действенного бездействия». После возникновения драматической ситуации персонажи в кадре бездействуют, что позволяет зрителю проникнуть во внутренние переживания героев
Сны главного героя Ивана — самая важная часть картины. Они позволяют попасть во внутренний мир персонажа и понять его мотивы. В реальном мире мальчик не просто мстит фашистам, он борется за то, чтобы у следующего поколения была нормальная жизнь.
«Иваново детство», 1962
Реальность в фильме чередуется со сновидениями главного героя
Сюжет фильма состоит из 32 разрозненных эпизодов. Тарковский смонтировал их в случайном порядке. Это иррациональный поток сознания режиссёра, который открывает зрителю свой внутренний мир.
«Зеркало», 1974
У зрелого Тарковского сюжет превращается в мозаику, собранную из разрозненных эпизодов
Для съёмок Зоны съёмочная группа нашла живописные промышленные руины. Они позволили создать на экране постапокалиптический мир, по которому невозможно определить время и место действия истории.
«Сталкер», 1979
Мир фильма не связан с конкретным временем, поэтому история превращается в притчу.
О чём снимал
Главный герой — одинокий мальчик, который растёт без отца, в окружении женщин. Роль обретённой отцовской фигуры выполняет водитель катка, с которым у мальчика завязывается дружба.
«Каток и скрипка», 1960
Поиск отцовской фигуры и детское одиночество
В фильме есть мальчик, которого сыграл Николай Бурляев. Он не знает, как отливать колокол, но всё равно делает это. Тарковский видит в этом основу творческого процесса.
«Андрей Рублёв», 1966
Проблемы творчества
Нравственное совершенство
«Солярис», 1972
Тарковский показывает, что проникновение в сокровенные тайны природы — тот же космос — должно находиться в неразрывной связи с сохранением нравственности. Поэтому в фильме появляются родители главного героя. Он возвращается к ним из космоса, чтобы получить прощение за ранее совершённые грехи.
Главные герои фильмов
Герой даёт абстрактным высшим силам обет, что откажется от всего, лишь бы не случилось атомной войны. Когда понимает, что всё хорошо и атомной войны нет, добровольно сжигает свой дом. И так исполняет своё обещание.
«Жертвоприношение», 1986
Герой с абстрактной верой
Герой фильма подвергает садистским экспериментам проекцию своей бывшей жены, которую материализует космический океан «Солярис». Тарковский, который бросил первую жену с маленьким ребёнком, женился второй раз и тут же завёл себе любовниц, снимает кино про себя, про свои грехи и про свою совесть.
«Солярис», 1972
Автобиографичный персонаж

С кем любит работать
Актёр, которого Тарковский любил за то, что тот не задаёт слишком много вопросов о своей роли, как это принято по системе Станиславского.
Анатолий Солоницын
Актёр, который снялся во всех российских фильмах Тарковского. Гринько часто играл отцовскую фигуру, будь то реальный отец персонажа или духовный.
Николай Гринько
Оператор первых фильмов Тарковского, к которому режиссёр относился как к наставнику. Юсов воплотил на экране все новаторские задумки Тарковского.
Вадим Юсов
Соавтор сценариев первых фильмов Тарковского и хороший друг режиссёра, с которым они познакомились во ВГИКе
Андрей Кончаловский
Особенности съёмки
Долгие планы со статичной мизансценой.
«Ностальгия», 1983
Стиль
Приём bleach bypass, когда контраст резко возрастает, а насыщенность цветов падает.
«Жертвоприношение», 1986
Цвет
Цвет
«Сталкер», 1979
Контраст цветного и монохромного изображения внутри одного фильма.
Стиль
«Солярис», 1972
В ткань фильма органично вводятся шедевры живописи — в виде визуальных цитат или прямой демонстрации картин.
Стиль
«Сталкер», 1979
В кадре появляется «саба» — рукотворный объект, на котором видна печать времени.
Главная декорация — среднерусский ландшафт.
«Зеркало», 1974
Стиль