Гид по вселенной
Дэвида Линча
Кто вдохновляет режиссёра
«Три этюда для распятия» (вторая версия), худ. Фрэнсис Бэкон, 1988
Едва ли не самый важный для Линча художник, который видел задачу искусства в расширении горизонта зрителей — за счёт демонстрации самых мрачных и тёмных сторон человеческой жизни.
Фрэнсис Бэкон, художник
«Андалузский пёс», реж. Луис Бунюэль, 1929
Крупнейший представитель сюрреализма в кино, цитаты из фильмов которого можно встретить в творчестве Линча.
Луис Бунюэль, режиссёр
Виктор Флеминг, режиссёр
Идею переплетения сна и реальности Линч заимствует из детского мюзикла «Волшебник страны Оз», одного из своих любимых фильмов.
«Волшебник страны Оз», реж. Виктор Флеминг, 1939
Альфред Хичкок, режиссёр
Из фильма Хичкока «Окно во двор» Линч перенимает мотив подглядывания и тему ужаса, скрывающегося за фасадом благополучной жизни — которая становится основной для режиссёра.
«Окно во двор», реж. Альфред Хичкок, 1954
«Полуденные сети», реж. Майя Дерен, 1943
У одного из крупнейших авангардных и сюрреалистических режиссёров середины ХХ века Линч заимствует приёмы, ракурсы и движения камеры.
Майя Дерен, режиссёр
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«Внутренняя империя», 2006
Каннский кинофестиваль: Лучший режиссёр.
«Малхолланд Драйв», 2001
Самый прорывной фильм
«Синий бархат», 1986
Первый фильм на важную тему
«Голова-ластик», 1977
Дебютный фильм
Как работает над сценарием
Ночной кошмар, который лёг в основу сюжета, взят из реальной жизни — подобный сон снился племяннице жены Линча.
«Алфавит», 1969
В основе истории лежит бессознательное
Картина начинается с лежащего на земле отрезанного уха, из которого выползают муравьи. Линч снял сцену, которая объясняет, откуда ухо взялось, но затем вырезал эти кадры, чтобы оставить в фильме загадку.
«Синий бархат», 1986
Не всегда можно объяснить, что означают образы, возникающие по ходу фильма
Этой пародией на бунтарское роуд-муви «нового Голливуда» Линч открыл постмодернистское насилие, которое затем подхватили братья Коэн и Тарантино.
«Дикие сердцем», 1990
Примитивная история разрушается за счёт агрессивного и яркого насилия в кадре
Третий сезон сериала переносит зрителя в мир сна. Линч создаёт побочные сюжетные линии и резко их обрывает. Точно так же, как это происходит во сне, где всё что угодно может начаться и закончиться в любой момент.
«Твин Пикс», 1990–2017
Повествование строится по логике сновидения
О чём снимает
Повествование мастерски перетекает из реальности в фантазии героини Наоми Уоттс, где все подавленные желания вырываются наружу.
«Малхолланд Драйв», 2001
Вытесненные в бессознательное страхи и желания, которые смешиваются с реальностью
Фильм показывает, как за картинкой идеальной жизни в провинциальной одноэтажной Америке скрывается другой мир, полный жестокости и насилия.
«Синий бархат», 1986
Жуткое и извращённое, скрывающееся за фасадом благополучной жизни
Главные герои фильмов
Жуткими образами Линч напоминает, что внешняя деформация — это отражение деформации внутренней, а самые страшные монстры на самом деле сидят в нас самих.
«Внутренняя империя», 2006
Чудовища и монстры
По ходу фильма у главных героинь появляются двойники — то ли во сне, то ли наяву.
«Малхолланд Драйв», 2001
Двойники
После жутковатых провинциалов из «Твин Пикса» и «Синего бархата» героями Дэвида Линча стали хорошие люди, обычные жители США.
«Простая история», 1999
Жители американской глубинки
С кем любит работать
Композитор, без мистической минималистской музыки которого не обходится практически ни один фильм Линча
Анджело Бадаламенти
Исполнитель главной роли в дебютном фильме Линча, вплоть до 1996 года — талисман режиссёра, игравший чудаковатых и в основном миролюбивых персонажей.
Джек Нэнс
Любимая актриса Линча, ради которой он стоял на улице с плакатом «Дайте „Оскар" Лоре Дёрн».
Лора Дёрн
Alter ego Дэвида Линча и по совместительству исполнитель главных ролей во многих его фильмах.
Кайл Маклахлен
Композитор, без мистической минималистской музыки которого не обходится практически ни один фильм Линча.
Анджело Бадаламенти
Особенности съёмки
Намеренное усиление цветов: слишком зелёная трава, слишком алая кровь, слишком синий бархат.
«Синий бархат», 1986
Цвет
Нуарное контрастное освещение для создания сюрреалистичной атмосферы.
«Малхолланд Драйв», 2001
Свет
Композиция
«Шоссе в никуда», 1997
Крупный план с искажёнными от ужаса, гнева или смятения лицами актёров.
Продуманные минималистичные интерьеры, для которых Линч сам делает мебель и лампы
«Голова-ластик», 1977
Стиль
Ракурс
«Твин Пикс», 1990–2017
Необычные точки съёмки: например, из-под потолка с резким углом наклона вниз — для эффекта сюрреальности.