Гид по вселенной
Паоло Соррентино
Кто вдохновляет режиссёра
«Ночь», реж. Микеланджело Антониони, 1961
В фильмах Антониони и Соррентино прослеживается важный для обоих мотив прозрения — когда герои понимают, что жизнь прожита впустую.
Микеланджело Антониони, режиссёр
«Терраса», реж. Этторе Скола, 1979
Соррентино впитывает у представителя золотого века итальянского кино настроение фильмов о богеме, которая только и делает, что сидит на богато обставленной террасе и ведёт пустые разговоры.
Этторе Скола, режиссёр
«Сладкая жизнь», реж. Федерико Феллини, 1960
По сути «Великая красота» Соррентино — это продолжение «Сладкой жизни» Феллини. Для описания эстетики обоих фильмов подходит одно слово — декаданс. Итальянская богема живёт одним днём и не знает, куда девать деньги.
Федерико Феллини, режиссёр
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«Молодой папа», 2016
Оскар: Лучший фильм на иностранном языке (Италия).
«Великая красота», 2013
Самый прорывной фильм
«Изумительный», 2008
Первый фильм на важную тему
«Лишний человек», 2001
Дебютный фильм
Как работает над сценарием
Сон героя отсылает к схожей сцене в фильме «Восемь с половиной», но состоит из разных кинематографических отсылок — например, залитая кровью актриса в первом ряду цитирует фильм «Кэрри» Брайана Де Пальмы.
«Молодость», 2015
Сюжет Феллини у Соррентино разбавляется постмодернистскими играми
В финале фильма внезапно появляются девушка и море — это повтор финала «Сладкой жизни» Феллини.
«Великая красота», 2013
Истории в фильмах выстраиваются в соответствии с сюжетами картин Феллини
О чём снимает
Современному и недолговечному искусству, которым интересуется богема, Соррентино (в действиях своего героя) противопоставляет искусство классическое, в котором видит настоящую красоту.
«Великая красота», 2013
Красота и искусство
Герои не случайно показаны в бассейне. Бассейн для Соррентино — метафора абсолютного застоя, невозможности изменить себя и свою жизнь.
«Молодость», 2015
Старость и думы о напрасно прожитой жизни
Название сериала — это оксюморон. Папа должен быть старым и умудрённым опытом, а главный герой, наоборот, молодой, хотя и опытный. Дело в том, что тождественность молодости и красоты, по Соррентино, можно оценить только в старости. Молодой папа — это идеальное воплощение его идей.
«Молодой папа», 2016
Молодость как квинтэссенция красоты
Главные герои фильмов
В финале фильма на главного героя снисходит прозрение. Он анализирует свою жизнь с высоты прожитых лет. И если в «Молодости» в кадре мы часто видим бассейн, как мотив застоя, то в «Великой красоте» в кадре море — то есть свобода, жизнь.
«Великая красота», 2013
Немолодые люди, оглядывающиеся назад
В санатории, куда приезжают главные герои, их окружает современная богема — но эти люди духовно мертвы. Их безжизненность в фильме показана с помощью операторской работы. Камера опускается в бассейн и снимает из-под воды постояльцев: огромные тела снизу, а наверху маленькие головки — телесное у этих героев первично, а мыслей у них очень мало.
«Молодость», 2015
Творческая богема, оторванная от актуальной жизни страны
С кем любит работать
Постоянный оператор Соррентино, разделяющий его страсть к длинным пролётам камеры.
Лука Бигацци
Alter ego режиссёра и актёр большинства его фильмов, воплощающий на экране немолодых героев в кризисе.
Тони Сервилло
Особенности съёмки
Композиция
«Молодость», 2015
Строгая симметрия и перспектива с одной точкой схода в центре экрана
Плавные пролёты камеры в экспозиционных кадрах.
«Великая красота», 2013
Движение камеры
Яркие цветовые сочетания.
«Лишний человек», 2001
Цвет
Многочисленные живописные полотна в кадре
«Молодой папа», 2016
Стиль