Гид по вселенной
Кристофера Нолана
Кто вдохновляет режиссёра
«Заводной апельсин», 1971
Особенно явно влияние прослеживается в «Тёмном рыцаре» Нолана: ракурсы Джокера отсылают к главному герою фильма Кубрика «Заводной апельсин» и, следовательно, к главной идее ленты — отрицанию насилия даже по отношению к преступникам.
Стэнли Кубрик, режиссёр
«Нетерпимость», 1916
Нолан позаимствовал у основоположника американского киноискусства Дэвида Гриффита идею выделять цветом разные хронологические линии в нелинейном сюжете.
Дэвид Уорк Гриффит, режиссёр
Лучшие фильмы
Оскар: Лучшая работа оператора, Лучший звук, Лучший монтаж звука, Лучшие визуальные эффекты.
«Начало», 2010
Самое серьёзное высказывание
Оскар: Лучшая мужская роль второго плана (Хит Леджер), Лучший монтаж звука.
«Тёмный рыцарь», 2008
Самый прорывной фильм
«Помни», 2000
Первый фильм на важную тему
«Преследование», 1998
Дебютный фильм
Как работает над сценарием
146 временных скачков в фильме оправдываются тем, что два главных героя читают личные дневники друг друга, а в этих дневниках описываются события прошлого.
«Престиж», 2006
Нарушенная хронология событий в фильме объясняется на уровне истории
В фильме присутствуют главные элементы драматургии нуара — неоднозначный герой, роковая красотка и история, рассказанная в обратном порядке.
«Помни», 2000
Нелинейная композиция, как и в фильмах нуар, подчёркивает неумолимость судьбы героев
В кульминационной части фильма герои последовательно погружаются в четыре уровня сна — сюжет разворачивается параллельно на пяти временных отрезках и работает по принципу матрёшки.
«Начало», 2010
Сложная драматургия, игра с разными уровнями реальности и времени
О чём снимает
Главная для Нолана проблема появляется уже в первых работах режиссёра. По сюжету человек пытается прихлопнуть тапком миниатюрную версию себя, пока его самого не прихлопнула копия побольше — какая из версий реальная, неизвестно.
«Жук-скакун», 1997
Невозможность определить подлинную реальность
Герой фильма — писатель с нездоровым увлечением чужими жизнями — подражает своему новому другу и фактически теряет себя.
«Преследование», 1999
Проблема маски
Практически вся фабула фильма о пространственно-временных путешествиях основана на теориях физика Кипа Торна.
«Интерстеллар», 2014
Научные теории
Главные герои фильмов
Герой, который живёт прошлым
Обновлённый Бэтмен
«Начало», 2010
«Тёмный рыцарь», 2008
В подсознании главного персонажа обнаруживается агрессивная проекция его покойной жены, которая рушит планы и не даёт герою забыть о прошлом.
Нолан успешно перезапустил франшизу о супергерое благодаря тому, что в эпоху постмодернистской иронии и чёрного юмора сделал Бэтмена серьёзным и ответственным.
С кем любит работать
Оскароносный звукорежиссёр, который создаёт полностью оригинальное звуковое сопровождение к фильмам.
Ричард Кинг
Постоянный актёр Нолана, который появляется в амплуа наставника других персонажей.
Майкл Кейн
Ханс Циммер
Немецкий композитор, написавший эпическую музыку ко всем трём фильмам режиссера о Бэтмене, а также к ленте «Начало»
Монтажёр фильмов Нолана, отвечающий за неизменно быстрый темп повествования
Ли Смит
Брат и соавтор сценариев шести фильмов режиссёра. Отвечает как минимум за половину сценарных твистов в лентах Нолана.
Джонатан Нолан
Немецкий композитор, написавший эпическую музыку ко всем трём фильмам режиссера о Бэтмене, а также к ленте «Начало».
Ханс Циммер
Монтажёр фильмов Нолана, отвечающий за неизменно быстрый темп повествования.
Ли Смит
Особенности съёмки
Ракурс
«Престиж», 2006
Схожие ракурсы при съёмке сцен в одном временном отрезке — чтобы облегчить понимание нелинейного сюжета.
Традиционная композиция кадра — основной элемент расположен где-то в центре или в точке золотого сечения.
«Интерстеллар», 2014
Композиция
Монохромная сдержанная палитра фильмов. Обусловлена тем, что Нолан не различает красный и зелёный цвета.
«Начало», 2010
Цвет
Отказ от использования цифровых камер в пользу плёночных носителей
«Дюнкерк», 2017
Стиль
Отказ от использования цифровых камер в пользу плёночных носителей
«Дюнкерк», 2017
Стиль