Гид по вселенной
Джоэл и Итан Коэны
Кто вдохновляет режиссёров
«Сияние» — один из любимых фильмов братьев Коэн, который они часто цитируют. Например, на уровне сюжета и визуальных решений в ленте «Бартон Финк».
Стэнли Кубрик, режиссёр
«Сияние», реж. Стэнли Кубрик, 1980
«Тень сомнения», реж. Альфред Хичкок, 1943
Мрачный взгляд на человечество, присущий братьям Коэн, перекликается с картинами Хичкока. Например, фильм братьев «Человек, которого не было» посвящён поиску тайных убийц среди обывателей, как и «Тень сомнения» Хичкока. Действие обоих фильмов происходит в одном и том же городе — Санта-Роза.
Альфред Хичкок, режиссёр
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«Старикам тут не место», 2007
Самый прорывной фильм
«Фарго», 1995
Первый фильм на важную тему
«Бартон Финк», 1991
Дебютный фильм
«Просто кровь», 1983
Каннский кинофестиваль: Золотая пальмовая ветвь, Серебряная премия за лучшую мужскую роль,
Лучший режиссёр.
Оскар:
Лучшая женская роль, Лучший сценарий.
Каннский кинофестиваль: Лучший режиссёр.
Оскар:
Лучший фильм, Лучший режиссёр, Лучший адаптированный сценарий.
Как работают над сценарием
Постмодернистский юмор появляется уже в первой сцене. В ней беременная женщина хладнокровно рассказывает о трёх убийствах, после чего её начинает тошнить, но не потому, что она увидела три кровавых тела — это просто утренняя тошнота беременной.
«Фарго», 1995
Чёрный юмор
Братья Коэн нарушают законы фильма нуар, делая частного сыщика главным злодеем ленты.
«Просто кровь», 1983
Деконструкция американских традиционных жанров
О чём снимают
Мир кино
Проблема маски
Преступление, наказание и покорность судьбе
«Человек, которого не было», 2001
Герой узнаёт, что его жена спит со своим начальником, и решает его шантажировать. На полученные деньги он хочет открыть своё дело. В итоге ничего не получается, потому что в мире братьев Коэн невозможно изменить жизнь через преступление.
В фильме все выдают себя за других. Главный герой считает себя интеллектуалом, а остальных — идиотами. Но по ходу фильма выясняется, что герой абсолютно не ориентируется в мире, а его сосед, на вид деревенский дурачок, оказывается опасным и хитрым убийцей.
«Бартон Финк», 1991
Признание братьев Коэн в любви к кинематографу. В фильме они говорят, что кино — это тяжёлая работа. Но также это неимоверное счастье.
«Аве, Цезарь!», 2016
Главные герои фильмов
Нетипичный для жанра персонаж
Полный идиот, который полагается на случай
«После прочтения сжечь», 2008
В фильме, где абсолютно все герои полные идиоты, проявляется характерная для братьев Коэн мрачная мизантропия.
Усердный герой, на котором держится Америка
«Фарго», 1995
Персонаж Фрэнсис МакДорманд олицетворяет идею, что надо усердно работать там, где предначертано судьбой. Она не задаёт вопросов, продолжая работать полицейским даже будучи беременной.
Обычно в фарсе персонажи плоские, но в этом фильме режиссёры наделили главного героя серьёзным внутренним конфликтом — его всё время мучает совесть.
«Воспитывая Аризону», 1987
С кем любят работать
Постоянный художник раскадровок Коэнов, который фигурирует в титрах как «борец с пером» или «графитовый оператор».
Джей Тодд Андерсон
Оператор большинства фильмов режиссёров, который разделяет любовь братьев Коэн к цифровой цветокоррекции и крупным планам.
Роджер Дикинс
Приятель Джоэла Коэна из Нью-Йоркского университета, который был оператором первых картин режиссёров.
Барри Зонненфельд
Псевдоним, под которым братья Коэн монтируют все свои фильмы и номинируются на «Оскар».
Родерик Джейнс
Фрэнсис МакДорманд
Постоянная актриса Коэнов и по совместительству спутница жизни одного из них — Джоэла.
Джордж Клуни
Актёр, чей комедийный талант раскрылся лишь в фильмах Коэнов.
Особенности съёмки
Движение камеры
Композиция
Цвет
Композиция
Стиль
В кадре обязательно появляется что-то круглое.
«Подручный Хадсакера», 1994
«Воспитывая Аризону», 1987
Широкоугольная оптика, которая особенно здорово смотрится в фарсовой комедии.
Оригинальная «восьмёрка»: при съёмке диалогов камера располагается между собеседниками (а не за плечом каждого по очереди), чтобы создать ощущение присутствия.
«Большой Лебовски», 1998
«О, где же ты, брат?», 2000
Цифровая цветокоррекция.
«Фарго», 1995
Переосмысление стилистики нуара: вместо ночного города в кадре появляются снежные пустоши.