Гид по вселенной
Стивена Спилберга
Кто вдохновляет режиссёра
В детстве Спилберг посмотрел классический фильм-развлечение «Величайшее шоу мира» и с тех пор «заболел» зрительским кинематографом.
Сесил Блаунт Демилль, режиссёр
«Величайшее шоу мира», реж. Сесил Блаунт Демилль, 1952
По словам Спилберга, за жизнь он получил всего один важный урок режиссуры: во время просмотра фильма «Лоуренс Аравийский» вместе с режиссёром этой картины Дэвидом Лином. Позднее, снимая уже свои фильмы, Спилберг ориентировался именно на эту киноленту.
Дэвид Лин, режиссёр
«Лоуренс Аравийский», реж. Дэвид Лин, 1962
Лучшие фильмы
Оскар: Лучший фильм, Лучший режиссёр,
Лучший адаптированный сценарий,
Лучшая работа оператора, Лучшие декорации,
Лучший монтаж,
Лучший оригинальный саундтрек.
«Список Шиндлера», 1993
Самое серьёзное высказывание
Оскар: Лучший звук,
Лучший монтаж,
Лучший оригинальный саундтрек.
«Челюсти», 1975
Самый прорывной фильм
Оскар:
Лучший режиссёр,
Лучшая работа оператора, Лучший звук,
Лучший монтаж,
Лучший монтаж звука.
«Спасти рядового Райана», 1998
Первый фильм на важную тему
«Дуэль», 1972
Дебютный фильм
Как работает над сценарием
Мольеровский сюжет: характеры персонажей не меняются и не влияют на развитие сюжета. Сюжет строится на динамичном развитии событий, а не на глубоком психологизме
Действия происходят в хронологической последовательности
Внешний конфликт превалирует над внутренним
«Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега», 1981
«Парк Юрского периода», 1993
«Челюсти», 1975
Что бы ни делал Индиана Джонс, фильм закончится одинаково — нацисты рано или поздно откопают ковчег, откроют его и погибнут.
Первый час фильма нам рассказывают, как учёные достали из янтаря комара и извлекли из него ДНК динозавра. Второй час фильма — следствие этих экспериментов: выращенные в неволе динозавры вырываются из-под контроля человека.
Действие картины строится на противостоянии героев и внешней силы — акулы-людоеда.
Большая роль саспенса, не бывает вторичного сюжета
«Спасти рядового Райана», 1998
Задача фильма — показать, как американцы спасают рядового Райана из тыла врага, и всё. Никаких параллельных историй про борьбу героев друг с другом.
О чём снимает
Семейные отношения
Пришельцы
«Шугарлендский экспресс», 1974
Героиня помогает мужу сбежать из техасской тюрьмы, чтобы забрать из приюта своего сына.
Мальчик заводит дружбу с инопланетянином, прилетевшим на Землю с исследовательской миссией.
Война
«Список Шиндлера», 1993
Фильм рассказывает реальную историю Оскара Шиндлера, члена нацистской партии и преуспевающего фабриканта, который во время Второй мировой войны спас почти 1200 евреев.
Борьба с расизмом
«Линкольн», 2012
Шестнадцатый президент США Авраам Линкольн борется за принятие запрещающей рабство поправки к Конституции.
«Инопланетянин», 1982
Главные герои фильмов
Протагонист: наш сосед, соткан из стереотипов, не влияет не перипетии сюжета
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», 1981
Главный персонаж — необычный набор стереотипов. Он то в костюме и очках читает лекцию, то в кожаной куртке и с хлыстом бегает по джунглям.
Антагонист: яркий, запоминающийся персонаж
«Список Шиндлера», 1993
В дуэли, которую ведут фабрикант Оскар Шиндлер и комендант лагеря Амон Гёт, последний выглядит на экране ярче.
С кем любит работать
Том Хэнкс
Януш Каминский
Любимый актёр, который выглядит как простой американец.
Постоянный оператор, создающий туманные и бликующие кадры.
Джон Уильямс
Постоянный композитор, создающий иллюстративные музыкальные темы.
Особенности съёмки
Стиль
Стиль
Движение камеры
Движение камеры
Свет
Стиль
Композиция
Композиция
«Особое мнение», 2002
Внутреннее кадрирование.
Зеркала, отражения в кадре.
«Список Шиндлера», 1993
«Спасти рядового Райана», 1998
Длинные кадры: средняя длина кадра в фильме Спилберга — 6–9 секунд, некоторые кадры длятся от одной до трёх минут.
«Монтаж аттракционов»: столкновение эмоциональных, шокирующих, ударных кадров
«Список Шиндлера», 1993
Закатное солнце.
«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», 1981
«Близкие контакты», 1977
Резкий контровой свет.
Долли-зум: синхронный наезд трансфокатором и отъезд тележки или наоборот.
«Челюсти», 1975
Spielberg face: плавный переход со среднего плана героя на крупный или даже на деталь.
«Парк Юрского периода», 1993