Гид по вселенной
Джима Джармуша

Кто вдохновляет режиссёра
Джим Джармуш был ассистентом Рэя. Его фильм «Бунтарь без причины» предвосхитил молодёжные протесты в США в конце 60-х – начале 70-х, которые во многом сформировали Джармуша.
Николас Рэй, режиссёр
«Бунтарь без причины», реж. Николас Рэй, 1955
У японского режиссёра Джармуш позаимствовал стиль «безразличный реализм» — ослабленную фабулу и отсутствие драматизма.
Ясудзиро Одзу, режиссёр
Статичные кадры в невзрачных интерьерах и огромное количество бытовых сцен — авангардные картины европейского режиссёра Шанталь Акерман стали главным источником вдохновения для раннего Джармуша.
Шанталь Акерман, режиссёр
«Токийская повесть», реж. Ясудзиро Одзу, 1953
«Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080», реж. Шанталь Акерман, 1975
Вим Вендерс, режиссёр


Любовь немецкого режиссёра Вима Вендерса к образу чужака передалась и Джармушу.
«Алиса в городах», реж. Вим Вендерс, 1974
Любовь немецкого режиссёра Вима Вендерса к образу чужака передалась и Джармушу.
Вим Вендерс, режиссёр


«Алиса в городах», реж. Вим Вендерс, 1974
Лучшие фильмы
Самое серьёзное высказывание
«Мертвец», 1995
Самый зрительский фильм
«Сломанные цветы», 2005
Первый фильм на важную тему
«Более странно, чем в раю», 1984
Дебютный фильм
«Отпуск без конца», 1980
Каннский кинофестиваль: Золотая камера (награда за режиссёрский дебют).
Каннский кинофестиваль: Гран-при.
Как работает над сценарием
В криминальных фильмах в футляре от музыкального инструмента обычно прячут оружие, а в фильме Джармуша — гитару, которая становится орудием убийства.
«Пределы контроля», 2009.
Переосмысление жанров
Фильм повествует о семи днях из жизни героя, которые ритмически показаны абсолютно одинаково, будто подчинены строгому стихотворному размеру.
«Патерсон», 2016
Сюжет оказывается ближе к поэзии, чем к прозе
Фильм состоит из пяти новелл, объединенных лишь временем и местом действия — ночью и такси.
«Ночь на земле», 1991
Мозаичное повествование: сюжет разбивается на не связанные между собой сцены
Уже в первой сцене фильма герои читают вслух «Песни Мальдорора» поэта графа де Лотреамона и обсуждают музыканта Чарли Паркера.
«Отпуск без конца», 1980
Огромное количество культурных отсылок и цитат — не только из кино, но и из литературы и музыки
Переосмысление жанров
«Пределы контроля», 2009
В криминальных фильмах в футляре от музыкального инструмента обычно прячут оружие, а в фильме Джармуша — гитару, которая становится орудием убийства.
О чём снимает
Все люди — братья
Независимое искусство против капиталистических ценностей Голливуда
«Таинственный поезд», 1989
«Выживут только любовники», 2013
Фильм состоит из трёх отдельных историй, которые Джармуш объединяет — например, стуком в стену в первой истории и его причиной в третьей.
По сюжету главные герои — интеллигентные вампиры, деятели искусства, а люди, по их мнению, больше похожи на зомби, чья столица — Лос-Анджелес (там находится Голливуд).
Главные герои фильмов
Изгой, чужак, аутсайдер
«Мертвец», 1995
Индеец по имени Никто оказывается своим среди чужих и чужим среди своих. Его не принимают белые, хотя он говорит по-английски и блестяще знает английскую литературу, а индейцы — потому что он слишком европеизировался.
С кем любит работать
Способный передать эмоции одной бровью актёр, под которого Джармуш написал сценарий фильма «Сломанные цветы».
Билл Мюррей
Любимая актриса Джармуша, которая, по его мнению, удивительно легко поддаётся любым актёрским трансформациям. Сам режиссёр зовет Суинтон «богиня богемы».
Тильда Суинтон
Оператор, который снимал для Вима Вендерса и которого Джармуш любит за минималистский почерк и пристрастие к чёрно-белому кино.
Робби Мюллер
Продюсер первых фильмов Джармуша, она же его спутница жизни.
Сара Драйвер
Особенности съёмки
Длинные проезды камеры, которые демонстрируют место съёмок.
«Таинственный поезд», 1989
Движение камеры
Внутрикадровый монтаж.
«Более странно, чем в раю», 1984
Монтаж
Композиция
«Ночь на земле», 2003
Фронтальные мизансцены.
Затемнения, которые задают ритм картине и делят повествование на строфы — как в поэзии.
«Более странно, чем в раю», 1984
Монтаж
Стиль
«Пёс-призрак: путь самурая», 1999
Отсутствие субтитров при иностранной речи в кадре