Инструкция: как смотреть абстрактный экспрессионизм
Вы изучили главные черты абстрактного экспрессионизма и познакомились с живописью двух самых известных художников этого направления — Джексона Поллока и Марка Ротко. Теперь вы готовы встретиться с их картинами один на один. Эта памятка расскажет, на что обратить внимание, чтобы понять произведения абстрактных экспрессионистов.
© Pinacoteca di Brera
Композиция
Марк Ротко. 1958
© Музей современного искусства, Иран
Роспись на индийском красном поле
Джексон Поллок. 1950
Какие чувства вызывает картина?
Абстрактные экспрессионисты хотели поделиться со зрителем образами бессознательного и личными чувствами, которые не выразить словами и не объяснить с помощью традиционной живописи. И первое, что стоит сделать перед картиной абстрактного экспрессиониста — это прислушаться к собственным ощущениям и эмоциям. Не увлекайтесь рациональным анализом на этом этапе — просто внимательно рассматривайте изображение.
Ротко стремился вызвать у зрителей катарсис — глубокое эмоциональное переживание, подобное тому, что испытывал сам, когда создавал картину. Он работал вдумчиво и неторопливо, старался выразить ощущение трагизма собственной жизни и судьбы еврейского народа. Изучая картины художника, главное — не спешить, а постепенно погружаться в их атмосферу.
Марк Ротко
Джексон Поллок
Поллок передавал с помощью живописи процессы бессознательного. Во время создания картины он погружался в состояние, близкое к трансу, его движения становились похожи на шаманский танец. В его картинах невозможно найти внешних реалий. Они выражают творческую активность и энергию художника, рассказывают зрителю о действиях его тела и мыслях в момент создания работы.
Какие методы применяет художник, чтобы вызвать эмоции?
Когда вы поймёте, что испытываете, можно разобраться, как художник вызвал у вас эти чувства. Для этого сначала проанализируйте размер и формат холста. Может быть, вас поражают размеры полотна?

Затем приглядитесь к технике, в которой выполнена работа. Обратите внимание на формы и мазки. Художник наносил краску ровно или разбрызгивал её по холсту? Много ли на картине цветов и акцентов? Представьте, какие эмоции он испытывал, когда наносил краски на холст.

И, наконец, присмотритесь, как картины развешаны по залу. Может быть, они контрастны по своему содержанию и форме или, наоборот, гармонично дополняют друг друга?
Джексон Поллок
Поллок строил композицию по методу all-over painting. Его картины затягивают внутрь за счёт того, что он писал на холсте, лежащем на полу. Во время работы он мог подходить к холсту с любой стороны и накладывать краску в разных направлениях. Художнику это позволяло буквально слиться с картиной. Вы тоже можете погрузиться в неё. Просто подойдите предельно близко и наблюдайте, как линии переходят в цвет, цвет становится линией и так до бесконечности.

В зале галереи картины Поллока доминировали над пространством. Часто его холст занимал в музее целую стену. Это усиливало ощущение безграничности его живописи и заставляло зрителя почувствовать себя маленьким.
Картины Ротко обычно вызывают ощущение задумчивости и безмолвного переживания. Художник добивался такого эффекта, используя максимально спокойные и лаконичные композиции. Вы можете размеренно двигаться взглядом от одной абстрактной фигуры к другой.

Марк Ротко предполагал, что его картины не должны выставляться отдельно друг от друга или в одном зале с работами других художников. Он не воспринимал свои работы как самостоятельные арт-объекты и даже проектировал целые ансамбли со своими работами. Например, капелла Ротко в Хьюстоне или зал в галерее Тейт.
Марк Ротко
Какие цвета и фактуры использует художник?
Язык абстрактных экспрессионистов освободил живопись от всего лишнего и оставил ей только самые главные выразительные средства, среди которых, конечно, был цвет. И здесь важны любые нюансы. Художник мог использовать несколько перекликающихся между собой красок. А мог ограничиться всего одной. И этого оказалось достаточно, чтобы рассказать свою историю.

Присмотритесь, как именно наложена краска на холст? Как это отражается на вашем настроении?

Может быть, вы заметите использование каких-то необычных материалов? Как они влияют на фактуру картины, какой эффект создают? Обратите внимание, в каком направлении наложена краска. Есть ли подтёки или кляксы с неровными краями? И как это влияет на ваше восприятие?
Главное воздействие живопись Марка Ротко оказывает именно за счёт цвета. Художник выбирал цвета таким образом, чтобы вызвать у зрителя определённые чувства и эмоции. Например, рассказать о давящей тревожности с помощью тёмно-красного или о глубокой печали с помощью синего.

Тончайшие слои краски разной насыщенности и густоты Ротко накладывал друг на друга. Из-за этого создаётся впечатление, что формы на картинах живые и дышат. А еще такая техника может вызвать ощущение, что картина Ротко светится.
Марк Ротко
Джексон Поллок
Поллок слоями накладывал друг на друга жидкие строительные краски. Таким образом он создавал объёмную, рельефную фактуру картины. За счёт этого граница между картиной и реальностью будто размывается. Сначала может показаться, что перед нами чистый хаос, но у динамичного танца подтёков краски есть своя закономерность, которую нужно разглядеть.

Поллок иногда буквально оставлял следы на картине: отпечатки ладоней, содержимое своих карманов. Такие отметины создают ощущение личного присутствия автора.