Западный и Московский концептуализм
Существует две основных версии концептуализма: западный (это в основном американские концептуальные художники) и советский, который известен как «московский концептуализм». Первый возник в 1960-х на фоне кризиса модернистского искусства. Московский же концептуализм появился спустя десятилетие, в начале 1970-х, и представлял собой довольно оригинальный сплав постмодернистского сознания и традиций русского авангарда начала ХХ века.

В памятке ниже сравним работы американского художника Эдварда Рушея и советского художника Ильи Кабакова и выясним, чем две версии концептуализма отличались друг от друга.
Эдвард Рушей. «Двадцать шесть заправочных станций», 1962
Илья Кабаков. «Полетевший Комаров», 1973
Западный
Московский
Объект критики
Ограниченность модернистского искусства
Советская идеология и соцреализм
Западный
Московский
Отношение к социально-политическим проблемам
Безразличие к политике и историческим событиям
Деконструкция советской реальности и коммунистической идеологии
Западный
Московский
Главные темы и сюжеты
Границы искусства и роль языка
Советская жизнь, пустота и свобода
Западный
Московский
Метафизика
Западный
Московский
Жанры и виды искусства
Отказ от живописи и скульптуры
Чаще традиционная живопись и графика
Западный
Московский
Работа с сериями
Западный
Московский
Чаще отсутствует
Важная составляющая
Элементы серии чаще не связаны между собой
Элементы серии объединены общей логикой и даже сюжетом
В своей работе Эдвард Рушей отверг эстетику модернизма. Сделанные им фотографии — это откровенно непрофессиональные работы, которые ни в коем случае нельзя назвать художественной фотографией. Это всего лишь фиксация однотипных объектов.
Илья Кабаков, вместо того чтобы восхвалять прекрасную советскую жизнь, показывает, как люди убегают от этой жизни. Его герои, степенные советские граждане, вдруг взлетают над городом и устремляются за пределы коммунистического рая.
Рушей выбирает максимально нейтральный, с социально-политической точки зрения, объект: заправочные станции.
Рушей, например, рассуждает о границах между искусством и жизнью. Он сфотографировал настолько обыденный и антихудожественный объект, что никому не придёт в голову считать его изображения искусством. Однако Рушей настаивает на том, что абсолютно любой объект, даже автомобильная заправка, может стать искусством. Всё потому, что в искусстве важны не сами вещи, а стоящие за ним идеи.
Казалось бы, в «Полетевшем Комарове» Кабаков изображает привычных для соцреализма героев: одетых в одинаковые плащи и туфли людей на фоне типичных хрущёвских новостроек. Однако художник показывает этих героев совершенно иначе: он помещает их в парадоксальную ситуацию. Скучные донельзя советские граждане в одинаковых пальто почему-то вдруг взлетают и парят над землёй.
В альбоме «Полетевший Комаров» Илья Кабаков поднимает все три темы. История Комарова разворачивается в Советском Союзе на фоне советского быта. Главный герой альбома Комаров выделяется из однообразной советской толпы необычным даром: он может летать. Комаров парит над городом, а вслед за ним учатся летать и другие люди. Полёт — метафора освобождения. В финале Комаров исчезает, наступает пустота, которая символизирует одновременно и освобождение, и смерть (абсолютная пустота).
В работе Эдварда Рушея никакого метафизического содержания или символического подтекста нет. Однако есть среди концептуальных работ и исключения. Например, философский подтекст можно проследить в произведении Роберта Барри «Здесь находится нечто, очень близкое в пространстве и времени, но пока что мне неизвестное» (1969–1971).
Это можно увидеть на примере альбома Кабакова: за историей главного героя стоят размышления художника о жизни, смерти и пустоте.
Западный концептуализм активно использует новые медиа: перформансы, инсталляции, видео, фотографии и так далее. Рушей, например, использует фотографию.
Так, альбом Ильи Кабакова — это серия рисунков.
Например, у Рушея серия — это фотографии однотипных станций, которые никак не взаимодействуют друг с другом и ни к какому выводу зрителя не подталкивают. Что объединяет эти снимки, решает сам зритель.
Зритель — активный соучастником творческого акта. Произведение создаётся в тот момент, когда с ним взаимодействует зритель. Тогда же формируется и смысл произведения.