Метафизическое содержание может присутствовать
Взаимодействует с пространством произведения
Дональд Джадд. «Без названия», 1969
Роберт Барри. «Здесь находится нечто, очень близкое в пространстве и времени, но пока что мне неизвестное», 1969–1971
Минималисты работают с пространством, которое они «строят» с помощью объёмных геометрических объектов. Например, Джадд использует для этого зеркальные «коробки». Он сооружает нечто вроде лабиринта, по которому может пройти зритель и в котором он ощущает себя частью пространства.
Как и все минималистские объекты, ящики Джадда материальны. Цвет, форма, поверхность — важнейшие характеристики произведений в минимализме. Посмотрите: объекты Джадда выполнены из синего стекла и зеркального металла, без которых было бы невозможно создать иллюзию искажённого пространства.
Концептуалисты оперируют идеями, что и видно по работе Роберта Барри. Его произведение сводится к парадоксальной идее о чём-то, расположенном очень близко в пространстве и времени, но ещё неизвестном художнику. Такое произведение искусства гораздо более эфемерно и абстрактно, чем пространство у минималистов. Для каждого зрителя фраза Барри раскрывается по-своему.
Работы концептуалистов тяготеют к нематериальности. Иногда у них есть вещественное воплощение, но оно всегда факультативно. В случае с произведением Барри материального воплощения нет и быть не может. Парадоксальная фраза и есть произведение искусства.
Минималисты часто использовали промышленное производство и материалы: кирпичи, железо, фанеру и так далее. Например, ящики Джадда сделаны из алюминия и оргстекла.
Концептуалисты используют самые разные материалы: от невидимых радиоволн до вполне привычных холста и масла. В работе Роберта Барри единственный материал — это язык.
В минимализме всё произведение исчерпывается материальным воплощением. В работе Джадда, например, нет никакого символического смысла.
Концептуалисты отвергали метафизическое содержание искусства, но придерживались этой позиции не все художники. В некоторых случаях метафизика сохранялась. Например, в работе Роберта Барри явно содержится намёк на нечто мистическое и непознаваемое.
Зритель должен обойти составленную Джаддом последовательность из ящиков и посмотреть на их зеркальную поверхность. Только в его восприятии произведение будет меняться. При этом ящики могут существовать как образ и без зрителя. Работы минималистов не потеряют свой смысл в этом случае: им присуща особая эстетика, которая делает произведение самостоятельным визуальным образом.
Пока зритель размышляет над парадоксами концептуального произведения, он становится его соавтором. Например, Роберт Барри задаёт зрителю непростой вопрос. Что это такое — «что-то, расположенное очень близко в пространстве и времени, но ещё неизвестное»? Мы не можем не задуматься об этом хотя бы на секунду. Ответ на вопрос — наш вклад в произведение.