Как смотреть
на картины Жоан Миро
Работы сюрреалиста Жоана Миро поражают своей искренностью и откровенностью. На его полотнах оживает удивительный мир, наполненный архетипическими образами.
В этой памятке на примере картины «Шифры и созвездия в любви с женщиной» разберёмся, какие черты определяют живопись этого художника и какие приёмы он использует для создания своих абстрактно-сюрреальных композиций.
Абстрактные формы
На своих картинах Миро показывает не реальный мир, а сверхреальность, которую нельзя увидеть. Именно поэтому художник отказывается от любого сходства объектов и сюжетов с действительностью. Обратите внимание, как в этой работе Миро рушит все каноны живописи: объём, перспектива и реалистичная светотень не имеют для него никакого значения.
Архетипические темы
Несмотря на отсутствие реалистичности, живопись Миро нельзя назвать в полной мере абстрактной. Всё потому, что, в отличие от абстракционистов, Миро скрывает в каждом полотне определённый сюжет, его живопись глубоко символична. Например, на картине «Шифры и созвездия» Миро обращается к вечному чувству любви и пытается выразить душевные переживания, которые невозможно увидеть.
Биоморфные персонажи
На картинах художника мы часто видим загадочных биоморфных существ: рыб, птиц, микробов и бактерий. Все они неизменно несут в себе символику природы и жизни. Посмотрите, как на этой картине Миро на зрителя смотрят глаза неизвестных существ. Они вызывают на контакт, вовлекают в интимное, сакральное отношение с изображённым. Светят бесчисленные разноцветные звёды, как будто тоже живые и подвижные. Эти звёзды как будто существуют и на небе, и во внутреннем мире человека. Все эти персонажи-знаки несут в себе символику жизни, оплодотворения, рождения и развития.
Эксперименты с техникой
Живописная манера Миро достаточно разнообразна. Задний план художник покрывает тонкими слоями полупрозрачной краски, за счёт которой создаётся ощущение, что мы будто во сне или в тумане. Также Миро сочетает фигуры, которые полностью залиты краской и написаны очень гладко, с неоднородным фоном, на котором неравномерно разбрызгана краска и виден мазок. Подобное разбрызгивание красок называется дриппингом, с помощью этой техники художник получает неоднородно заполненные цветом пространства. Обратите внимание, как нарисованы облака красного и синего цвета: такое разнообразие наложения красочного слоя было связано с желанием Миро «убить живопись» и открыть новые возможности выражения, ранее исключённые из европейского искусства.
Яркий цвет
Один из ключевых приёмов Миро — использование яркого цвета. Как правило, он берёт чистые локальные цвета: красный, синий или зелёный с вкраплениями чёрного или чёрными графичными контурами. Такая яркость основных цветов нужна для передачи эмоций, сильных и искренних образов бессознательного. Цвет становится практически самостоятельным действующим лицом на полотнах Миро, тогда как у других сюрреалистов он играет лишь вспомогательную роль.
Фигуры и линии
Зачастую Миро создаёт формы за счёт цветовых пятен, хотя у объектов и есть чёткие чёрные контуры. Формы пересекаются, создавая плоскости чистого цвета: за счёт этого взаимодействия фигур и линий и рождается композиция картины «Шифры и созвездия». При этом всё изображённое на картине Миро трактует плоскостно: и созвездия, которые в обычной жизни издалека всегда кажутся нам плоскими, и глаза, которые мы привыкли видеть трёхмерными. Изображение напоминает наскальный рисунок, который потрясает своей эффектной лаконичностью.
Движение: упорядоченный хаос
В своей живописи Миро раскрывает тайны природы и поэзию жизни, и поэтому его картины наполнены неугасающей динамикой. Зачастую движение создаётся благодаря контрасту светлого фона и ярких тёмных деталей. В картине «Шифры и созвездия» Миро использует замкнутую композицию, где фигуры движутся разнонаправленно. Такое движение начинает казаться хаотичным и непрерывным, как движение молекул или микробов. В то же время этот хаос организован и гармоничен: каждая деталь на своём месте, не сталкивается с другими фигурами, а только мягко касается их.
Абстрактные формы
На своих картинах Миро показывает не реальный мир, а сверхреальность, которую нельзя увидеть. Именно поэтому художник отказывается от любого сходства объектов и сюжетов с действительностью. Обратите внимание, как в этой работе Миро рушит все каноны живописи: объём, перспектива и реалистичная светотень не имеют для него никакого значения.
Архетипические темы
Несмотря на отсутствие реалистичности, живопись Миро нельзя назвать в полной мере абстрактной. Всё потому, что, в отличие от абстракционистов, Миро скрывает в каждом полотне определённый сюжет, его живопись глубоко символична. Например, на картине «Шифры и созвездия» Миро обращается к вечному чувству любви и пытается выразить душевные переживания, которые невозможно увидеть.
Биоморфные персонажи
На картинах художника мы часто видим загадочных биоморфных существ: рыб, птиц, микробов и бактерий. Все они неизменно несут в себе символику природы и жизни. Посмотрите, как на этой картине Миро на зрителя смотрят глаза неизвестных существ. Они вызывают на контакт, вовлекают в интимное, сакральное отношение с изображённым. Светят бесчисленные разноцветные звёды, как будто тоже живые и подвижные. Эти звёзды как будто существуют и на небе, и во внутреннем мире человека. Все эти персонажи-знаки несут в себе символику жизни, оплодотворения, рождения и развития.
Эксперименты с техникой
Живописная манера Миро достаточно разнообразна. Задний план художник покрывает тонкими слоями полупрозрачной краски, за счёт которой создаётся ощущение, что мы будто во сне или в тумане. Также Миро сочетает фигуры, которые полностью залиты краской и написаны очень гладко, с неоднородным фоном, на котором неравномерно разбрызгана краска и виден мазок. Подобное разбрызгивание красок называется дриппингом, с помощью этой техники художник получает неоднородно заполненные цветом пространства. Обратите внимание, как нарисованы облака красного и синего цвета: такое разнообразие наложения красочного слоя было связано с желанием Миро «убить живопись» и открыть новые возможности выражения, ранее исключённые из европейского искусства.
Яркий цвет
Один из ключевых приёмов Миро — использование яркого цвета. Как правило, он берёт чистые локальные цвета: красный, синий или зелёный с вкраплениями чёрного или чёрными графичными контурами. Такая яркость основных цветов нужна для передачи эмоций, сильных и искренних образов бессознательного. Цвет становится практически самостоятельным действующим лицом на полотнах Миро, тогда как у других сюрреалистов он играет лишь вспомогательную роль.
Фигуры и линии
Зачастую Миро создаёт формы за счёт цветовых пятен, хотя у объектов и есть чёткие чёрные контуры. Формы пересекаются, создавая плоскости чистого цвета: за счёт этого взаимодействия фигур и линий и рождается композиция картины «Шифры и созвездия». При этом всё изображённое на картине Миро трактует плоскостно: и созвездия, которые в обычной жизни издалека всегда кажутся нам плоскими, и глаза, которые мы привыкли видеть трёхмерными. Изображение напоминает наскальный рисунок, который потрясает своей эффектной лаконичностью.
Движение: упорядоченный хаос
В своей живописи Миро раскрывает тайны природы и поэзию жизни, и поэтому его картины наполнены неугасающей динамикой. Зачастую движение создаётся благодаря контрасту светлого фона и ярких тёмных деталей. В картине «Шифры и созвездия» Миро использует замкнутую композицию, где фигуры движутся разнонаправленно. Такое движение начинает казаться хаотичным и непрерывным, как движение молекул или микробов. В то же время этот хаос организован и гармоничен: каждая деталь на своём месте, не сталкивается с другими фигурами, а только мягко касается их.