Как смотреть
картины Рене Магритта
Однажды найдя свой фирменный стиль, Рене Магритт придерживался его всю жизнь. Вечно молчаливые и лаконичные, картины Магритта поражают своей простотой. В то же время они задают зрителю множество вопросов. Обычные предметы на картинах художника соединяются в застывшие магические композиции, скрывающие тайну. Визуальные парадоксы Магритт создавал благодаря набору специфических методов и приёмов, отличающих его от других сюрреалистов.
Разберём эти методы и приёмы на примере картины «Раннее утро».
Гладкая манера письма
Картины Магритта отличает ровная и гладкая поверхность. Все предметы изображены натуроподобно, ясно и лаконично. Магритт кладёт мазки максимально ровно и незаметно для глаза, чтобы зритель не отвлекался на особенности техники и в первую очередь обращал внимание на концепцию картины.
Локальные цвета
Все предметы на картинах имеют чёткие очертания, заполненные цветом. Так, у Магритта почти отсутствуют тональные переходы: дверь написана одним оттенком красного, растения — одним оттенком зелёного. Единственные переходы, которые добавляет художник — лёгкие эффекты света и тени, которые делают изображённые предметы более реалистичными.
Статичная композиция
Загадочность картинам художника придаёт статичность композиций. На картине «Раннее утро» все объекты замерли, будто задают немой вопрос, на который нет ответа. Морской пейзаж на фоне настолько неподвижен, что в реальности так не бывает. Эта статичность вызывает стойкое ощущение, что всё изображенное существует в сверхреальности, в мире сна, а не в реальном, видимом нам мире.
Сочетание несочетаемого
Один из основных приёмов Магритта — объединение предметов, предназначенных для абсолютно разных целей, в одной композиции. Здесь он помещает рядом совершенно не связанные между собой объекты — фигурку-бильбоке, растение, дверь с загадочным отверстием. Парадоксальное соседство обнажает ассоциативные связи между предметами, которые мы не способны заметить в повседневной жизни.
Метаморфизм
Зачастую Магритт использовал сюрреалистический приём метаморфизма, при котором одни объекты становятся частями других. В картине «Раннее утра» через очертания листьев проступают фигуры зеленых попугаев. А может наоборот: их крылья превращаются в листья? Превращение одних объектов в другие заставляет выстроить ассоциации между ними и задуматься о том, как связаны эти объекты.
Символы повседневности
Как и другие сюрреалисты, Магритт часто использовал повторяющиеся символы и мотивы. Но если у других сюрреалистов символы были связаны со снами, то Магритт большинство образов для словаря символов почерпнул из реальности. Расшифровать символику Магритта практически невозможно, и в том числе благодаря картины выглядят такими загадочными.
Гладкая манера письма
Картины Магритта отличает ровная и гладкая поверхность. Все предметы изображены натуроподобно, ясно и лаконично. Магритт кладёт мазки максимально ровно и незаметно для глаза, чтобы зритель не отвлекался на особенности техники и в первую очередь обращал внимание на концепцию картины.
Локальные цвета
Все предметы на картинах имеют чёткие очертания, заполненные цветом. Так, у Магритта почти отсутствуют тональные переходы: дверь написана одним оттенком красного, растения — одним оттенком зелёного. Единственные переходы, которые добавляет художник — лёгкие эффекты света и тени, которые делают изображённые предметы более реалистичными.
Статичная композиция
Загадочность картинам художника придаёт статичность композиций. На картине «Раннее утро» все объекты замерли, будто задают немой вопрос, на который нет ответа. Морской пейзаж на фоне настолько неподвижен, что в реальности так не бывает. Эта статичность вызывает стойкое ощущение, что всё изображенное существует в сверхреальности, в мире сна, а не в реальном, видимом нам мире.

Сочетание несочетаемого
Один из основных приёмов Магритта — объединение предметов, предназначенных для абсолютно разных целей, в одной композиции. Здесь он помещает рядом совершенно не связанные между собой объекты — фигурку-бильбоке, растение, дверь с загадочным отверстием. Парадоксальное соседство обнажает ассоциативные связи между предметами, которые мы не способны заметить в повседневной жизни.
Метаморфизм
Зачастую Магритт использовал сюрреалистический приём метаморфизма, при котором одни объекты становятся частями других. В картине «Раннее утра» через очертания листьев проступают фигуры зеленых попугаев. А может наоборот: их крылья превращаются в листья? Превращение одних объектов в другие заставляет выстроить ассоциации между ними и задуматься о том, как связаны эти объекты.
Символы повседневности
Как и другие сюрреалисты, Магритт часто использовал повторяющиеся символы и мотивы. Но если у других сюрреалистов символы были связаны со снами, то Магритт большинство образов для словаря символов почерпнул из реальности. Расшифровать символику Магритта практически невозможно, и в том числе благодаря картины выглядят такими загадочными.