Как смотреть
картины Сальвадора Дали
Загадочные и откровенные, полотна Дали давно стали иконами сюрреализма. Художник, переносивший на холст сны и бессознательное, синтезировал в своём зрелом стиле академизм и авангард.
В этой памятке на примере картины «Великий мастурбатор» разберёмся, из чего состоит стиль художника, и выделим главные черты его работ.
Фрейдистские мотивы
Дали, будучи поклонником Фрейда, искал вдохновение в снах и бессознательном. Как истинный сюрреалист, в своих сюжетах он обращался к скрытыми желаниям, страхам и комплексами. То есть ко всему, что в то время не обсуждали в обычной жизни и о чём не рассказывали в произведениях искусства. Дали не стеснялся рассказывать о себе самое сокровенное, на его картинах затрагиваются темы сексуального наслаждения и тайных желаний: обратите внимание на правый верхний угол картины. Именно такие скандальные изображения принесли славу Дали.
Личные символы
Раз за разом Дали воспроизводит на картинах излюбленные символы: яйцо, кузнечиков, кипарисы, муравьёв и костыли. Эти образы помогают интерпретировать картины. Например, работа «Великий мастурбатор» благодаря муравьям и кузнечикам становится связанной с мотивами страхов и желаний, с сильными впечатлениями, которые художник испытал в детстве. Смотрите памятку «Словарь символов Дали», чтобы вспомнить главные образы художника и подробнее узнать, как их интерпретировать!
Пустынный пейзаж
Поражающие воображение сюрреалистические объекты на картинах Дали чаще всего располагаются на фоне мистического пустынного пейзажа, уходящего вдаль. На первый взгляд, эти пейзажи делают пространство его картин более реалистичным, объемным. Но стоит присмотреться, и становится очевидно, что эти места не имеют с реальным миром ничего общего — они слишком широки и безграничны, как сами сновидения и бессознательное.
Гладкая и реалистическая техника
Дали уделяет большое внимание реалистичности своих картин: делает он это через светотеневую моделировку предметов. При этом его картины переливаются, будто они глянцевые. Такое фотографическое качество помогает художнику играть с реальностью и сюр-реальностью. Фотографичность тут же сталкивается с сюрреалистическими искажениями и метаморфозами, за счёт чего композиции Дали и кажутся загадочными.
Динамичная композиция
Большинство работ мастера наполнено движением. Абстрактная форма, маленькие люди внизу, ветви деревьев, всё на этой картине подвижно. Всё летит, идёт, стекает вниз и переплетается друг с другом. Такая подвижность придаёт сюжетам Дали драматизм и живость, одновременно напоминая сны, в которых образы то и дело сменяются.
Искаженные формы
Почти все формы на картинах Дали текучи. Они искажаются, перетекают друг в друга, расплываются, плавятся: обратите внимание, как девушка в «Великом мастурбаторе» превращается в автопортрет Дали. Таким образом мастер говорит о зыбкости бытия и о неточности каких-либо границ в мире снов и бессознательного.
Фрейдистские мотивы
Дали, будучи поклонником Фрейда, черпал вдохновение в снах и бессознательном. Как истинный сюрреалист, он обращался к сюжетам, связанным со скрытыми желаниями, страхами и комплексами. То есть ко всему, что в то время не обсуждали в обычной жизни и о чём не рассказывали в произведениях искусства. Дали не стеснялся рассказывать о себе самое сокровенное, на его картинах затрагиваются темы сексуального наслаждения и тайных желаний: обратите внимание на правый верхний угол картины. Именно такие скандальные изображения принесли славу Дали.
Личные символы
Раз за разом Дали воспроизводит на картинах излюбленные символы: яйцо, кузнечиков, кипарисы, муравьёв и костыли. На картине «Великий мастурбатор» эти образы помогают интерпретировать работу: она становится связанной с мотивами страхов и желаний, сильными впечатлениями, испытанными художником в детстве. Смотрите памятку «Словарь символов Дали», чтобы вспомнить главные образы художника и подробнее узнать, как их интерпретировать!
Пустынный пейзаж
Поражающие воображение сюрреалистические объекты на картинах Дали чаще всего располагаются на фоне мистического пустынного пейзажа, уходящего вдаль. На первый взгляд, эти пейзажи делают пространство его картин более реалистичным, объемным. Но стоит присмотреться, и становится очевидно, что эти места не имеют с реальным миром ничего общего — они слишком широки и безграничны, как сами сновидения и бессознательное.


Гладкая и реалистическая техника
Дали уделяет большое внимание реалистичности своих картин: делает он это через светотеневую моделировку предметов. При этом его картины переливаются, будто они глянцевые. Такое фотографическое качество помогает художнику играть с реальностью и сюр-реальностью. Фотографичность тут же сталкивается с сюрреалистическими искажениями и метаморфозами, за счёт чего композиции Дали и кажутся загадочными.
Динамичная композиция
Большинство работ мастера наполнено движением. Абстрактная форма, маленькие люди внизу, ветви деревьев, всё на этой картине подвижно. Всё летит, идёт, стекает вниз и переплетается друг с другом. Такая подвижность придаёт сюжетам Дали драматизм и живость, одновременно напоминая сны, в которых образы то и дело сменяются.
Искаженные формы
Почти все формы на картинах Дали текучи. Они искажаются, перетекают друг в друга, расплываются, плавятся: обратите внимание, как девушка в «Великом мастурбаторе» превращается в автопортрет Дали. Таким образом мастер говорит о зыбкости бытия и о неточности каких-либо границ в мире снов и бессознательного.