Модернизм и постмодернизм
Переход от модернизма к постмодернизму — одно из главных культурных событий 1960-х годов, переломный момент для современной истории искусства. Постмодернизм отрицал эстетику прошлого, по этой причине его часто описывают «от противного» — через противопоставление модернизму. Ниже в памятке — сравнение двух эпох в искусстве.
Модернизм
Постмодернизм
Представление о мире
Порядок
Хаос
Модернизм
Постмодернизм
Представление о развитии
Линия
Сеть
Модернизм
Постмодернизм
Отношение к жизни
Серьезность
Юмор
Модернизм
Постмодернизм
Отношение к истине
Модернизм
Постмодернизм
Метод анализа
Поиск общего
Поиск особенного
Модернизм
Постмодернизм
Фигура автора
Творец
Скриптор
Модернизм
Постмодернизм
Фигура читателя (зрителя)
Модернизм
Постмодернизм
Абсолютизм
Плюрализм
Внимает
Творит
Мир — упорядоченная целостность, всё подчиняется единым законам и принципам.
Мир — это хаос, в нём царят случайность и неопределённость. Не существует закона, который бы не имел исключений.
В основе модернистского мировоззрения — идея прогресса. Всё развивается линейно: от плохого к хорошему, от простого к сложному.
Модернизм предельно серьёзен и даже драматичен. Жизнь — это место борьбы между тьмой и светом, добром и злом.
В основе постмодернистского мировоззрения – принцип ризомы. Ризома напоминает паутину или корневище: нет единого направления развития, мы можем пойти по любой из дорожек, заблудиться, вернуться назад. Нет единственного прямого пути, как в модернизме.
Постмодернизм ничего не воспринимает всерьёз. Религия, политика, жизнь и смерть — всё пропитано иронией.
Существует всего одна высшая истина, она находится за пределами этого мира.
Нет единой истины, смыслов может быть бесконечно много.
Выявление законов, структуры, общих принципов развития.
Деконструкция — выявление особенного и парадоксального.
Автор — всесильный творец, способный создавать новые миры.
Автор становится «скриптором», то есть тем, кто создаёт произведение механически.
Зритель не может повлиять на уже созданное автором произведение или изменить его. Он лишь с почтением внимает искусству.
Зритель — активный соучастником творческого акта. Произведение создаётся в тот момент, когда с ним взаимодействует зритель. Тогда же формируется и смысл произведения.