Импрессионизм: инструкция по применению
Импрессионизм — это не только яркие картинки о весёлой жизни. Это целый комплекс революционных изменений, затронувших почти все стороны живописи. Поэтому мы выбрали для вас пять работ импрессионистов из коллекции Пушкинского музея, чтобы наглядно показать важные моменты, на которые нужно обратить внимание.
Пьер-Огюст Ренуар. Лягушатник. 1869
Сюжет
Художники смело пишут современность, не прикрывая ее отсылками к мифологии. Они отказываются от морализаторства в пользу незатейливых повседневных мотивов. Главными почитателями современных героев становятся Ренуар и Дега. «Лягушатник» Ренуара посвящен известному кафе на Сене в предместьях Парижа. Название это местечко получило по кличке своих обитательниц «лягушек», девушек легкого поведения. Столь неподобающий сюжет и персонажи были бы немыслимы для «высокого» искусства академистов.
Эдгар Дега. Танцовщицы на репетиции. 1877
Композиция
Импрессионисты выбирают неожиданные ракурсы, которые заимствуют из фотографии и японской гравюры. Так работы приобретают не только свежий взгляд, непохожий на академический, но еще эффект случайности и «подглядывания», который позволяет создать «слепок» с жизни. Наиболее смелые ракурсы и композиции принадлежат Дега. В его «Танцовщицах» мы видим край деревянной лестницы, как будто случайно попавший в кадр, и обрезанные рамой фигуры балерин: у некоторых видны только ноги и юбки.
Клод Моне. Скалы в Бель Иль. 1886
Техника
Академические приемы не подходят для передачи изменчивой жизни: городской суеты или буйной природы. Новое фактурное письмо превращает живопись в бурлящий красочный поток, и картина лишается гладкой поверхности. Она больше не кажется законченной, устойчивой и вечной. А со временем мазок становится все объемнее и пастознее, особенно у Моне. В «Скалах» благодаря выбранной технике ему удается изобразить неспокойное море, волны, пену и брызги.
Клод Моне. Сирень на солнце. 1873
Линия и свет
Импрессионисты нарушают классическое равновесие контура, света и цвета. Свет рефлексами и бликами размывает контуры, и сплавляет все в единый световой поток. А ярче всего этот прием виден в работах Моне. В «Сирени» главный герой — именно свет. Художник наблюдает за тем, как свет ложится на платья девушек, играет с листьями деревьев и меняет цвет зелени от синеватых оттенков к желтым.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877
Цвет
Цвет у импрессионистов меняется под воздействием не только света, но еще и соседствующих с ним на холсте тонов. А цветовая палитра в целом становится светлее и ярче. Так голубые и зеленые блики и рефлексы от платья покрывают лицо и шею Жанны Самари на портрете Ренуара. А за счет выбранных цветовых переходов создается ощущение, будто фигура героини составляет единое целое с окружающим пространством.