Пьер-Огюст Ренуар. Лягушатник. 1869
Художники смело пишут современность, не прикрывая ее отсылками к мифологии. Они отказываются от морализаторства в пользу незатейливых повседневных мотивов. Главными почитателями современных героев становятся Ренуар и Дега. «Лягушатник» Ренуара посвящен известному кафе на Сене в предместьях Парижа. Название это местечко получило по кличке своих обитательниц «лягушек», девушек легкого поведения. Столь неподобающий сюжет и персонажи были бы немыслимы для «высокого» искусства академистов.
Эдгар Дега. Танцовщицы на репетиции. 1877
Импрессионисты выбирают неожиданные ракурсы, которые заимствуют из фотографии и японской гравюры. Так работы приобретают не только свежий взгляд, непохожий на академический, но еще эффект случайности и «подглядывания», который позволяет создать «слепок» с жизни. Наиболее смелые ракурсы и композиции принадлежат Дега. В его «Танцовщицах» мы видим край деревянной лестницы, как будто случайно попавший в кадр, и обрезанные рамой фигуры балерин: у некоторых видны только ноги и юбки.
Клод Моне. Скалы в Бель Иль. 1886
Академические приемы не подходят для передачи изменчивой жизни: городской суеты или буйной природы. Новое фактурное письмо превращает живопись в бурлящий красочный поток, и картина лишается гладкой поверхности. Она больше не кажется законченной, устойчивой и вечной. А со временем мазок становится все объемнее и пастознее, особенно у Моне. В «Скалах» благодаря выбранной технике ему удается изобразить неспокойное море, волны, пену и брызги.
Клод Моне. Сирень на солнце. 1873
Импрессионисты нарушают классическое равновесие контура, света и цвета. Свет рефлексами и бликами размывает контуры, и сплавляет все в единый световой поток. А ярче всего этот прием виден в работах Моне. В «Сирени» главный герой — именно свет. Художник наблюдает за тем, как свет ложится на платья девушек, играет с листьями деревьев и меняет цвет зелени от синеватых оттенков к желтым.
Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877
Цвет у импрессионистов меняется под воздействием не только света, но еще и соседствующих с ним на холсте тонов. А цветовая палитра в целом становится светлее и ярче. Так голубые и зеленые блики и рефлексы от платья покрывают лицо и шею Жанны Самари на портрете Ренуара. А за счет выбранных цветовых переходов создается ощущение, будто фигура героини составляет единое целое с окружающим пространством.