Есть ли жизнь после импрессионизма?
Почти сразу в группе импрессионистов и на выставках объединения появляются художники, которые хотят писать иначе. А когда совместные выставки заканчиваются — они все больше отдаляются от импрессионистов. Вдохновившись мотивами из реальной жизни, живописью света, яркими несмешанными цветами, эти художники идут дальше — открывать новые горизонты. Что же нового они открывают?
Неоимпрессионисты
Термин ввел арт-критик Феликс Фенеон в 1886 г., чтобы отличить живопись Сёра от импрессионистов и в то же время подчеркнуть преемственность художников
Эта группа художников — непосредственные преемники импрессионизма. Они более известны как пуантилисты, хотя сами себя называли дивизионистами. И эта придирчивость к терминологии не случайна. Давайте разберемся с терминами и выясним, что принципиально нового изобрели художники.

Неоимпрессионисты привнесли в искусство рационализм и последние научные достижения в сфере оптики. Оказалось, совсем не обязательно смешивать цвета на палитре, чтобы достичь сложных составных оттенков. Например, зеленый можно получить с помощью смешения желтого и синего. А можно даже не смешивать, а просто накладывать на холст рядом мазки-точки чистых цветов. На определенном расстоянии от полотна они смешаются на сетчатке глаза зрителя, и мы получим визуально тот же зеленый. Оптически этот метод дает гораздо большую яркость и светоносность.

То есть дивизионизм («разделение») — это метод разложения сложных цветов на простые составные. А пуантилизм («письмо точкой») — техника нанесения чистого цвета на холст. Таким образом, становится понятна придирчивость к терминам: пуантилизм как техника — это следствие дивизионизма как метода работы.
Но почему художников все-таки окрестили неоимпрессионистами?
Преемственность заключалась в сюжетах и их колористическом решении: все та же современность, все те же яркие цвета, насыщенные светом и преображающиеся под его влиянием.
Зачем же тогда появляется приставка «нео»?
Художники доводят импрессионистскую технику раздельного открытого мазка до предела, превращая его в отдельные несмешанные точки цвета. А еще неоимпрессионисты рационализировали творческий акт и прописали правила создания картины, приведя интуицию художников к научному знаменателю.
Воскресный день на острове Гран-Жатт, 1886
Сёра возглавил новое движение и создал программную работу «Воскресный день на острове Гран-Жатт» (1886) — мазки-точки в этой работе почти невозможно отделить друг от друга издали, насколько они мелкие. Сёра работал преимущественно основными цветами, упрощал фигуры и стремился достичь эффекта вревременности, зачастую обращаясь к искусству прошлого: «Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, и расположить на полотне в хроматической гармонии».
Жорж Сера
«Я писал именно так, потому что хотел дойти до чего-то нового — типа живописи, который был бы моим собственным»
Залив Хуан, 1896
Мазок Синьяка также легко отличить — он более удлиненный, чем у Сера. Именно ему принадлежит заслуга популяризации неоимпрессионизма: он дружил с фовистами Матиссом и Марке. Кроме того, эмоциональному Синьяку был в целом чужд научный подход Сёра. Он говорил, что подчиняет краски и линии душевному движению, которое хочет передать, а не воплощает научную теорию сочетания контрастных цветов.
Поль Синьяк
«Я придаю все большее и большее значение чистоте мазка... Каждый раз, когда моя кисть встречает еще не высохший мазок, и эта смесь создает грязный тон, я испытываю сильное физическое отвращение! Это любовь к красивому цвету заставляет нас писать таким образом... а не пристрастие к "точке"»
Постимпрессионисты
Термин ввел арт-критик Роджер Фрай в 1910 г., чтобы объединить одним названием разных последователей импрессионистов на своей выставке. В узком смысле постимпрессионизм — творчестве трех художников, П. Сезанна, В. Ван Гога и П. Гогена
Постимпрессионисты не стали целостным движением и остались художниками-одиночками: поэтому мы никогда не спутаем Ван Гога с Гогеном и Сезанном (а Моне с Ренуаром, положа руку на сердце, спутать можем).

Художники заимствуют у импрессионистов открытый мазок и чистые цвета, но не растворяют контуры предметов в световоздушной среде. Их сюжеты похожи на реалистические мотивы работ предшественников, но это сходство обманчиво.

Поэтому, запомним следующее:
  1. Исключительно визуальные впечатления от реальности не подходят — Сезанн, Гоген и Ван Гог находятся в поисках глубокого символизма и непреходящей сути вещей. И никогда не пишут современность в том виде, в каком она предстает глазу.

  2. Как следствие, постимпрессионистов не устраивают бытовые мотивы и сцены из жизни города, они предпочитают мифологические и религиозные сюжеты. Часто их картины напоминают притчи.

  3. В угоду экспрессии художники искажают форму и цвет.
Именно благодаря этим изменениям каждый из постимпрессионистов дает начало новым -измам ХХ века. Каким же?
Гора Сен-Виктуар с большой сосной, 1887
Живопись для Сезанна — инструмент для поиска первооснов мира. Он хочет найти объективную истину и связывает монументальность классики и последние достижения в живописи. Так он постепенно низводит предметы до простых геометрических форм, поэтому, в работах Сезанна формы как бы рубленые. Именно этот прием позаимствует Пабло Пикассо, чтобы основать на нем новое течение — кубизм.
Поль Сезанн
«Я хочу сделать импрессионизм незыблемым и вечным, как музейное искусство»
Священная гора, 1892
Целью Гогена было открыть рай не умозрительный, а реальный. И он находит его на Таити. Там он все больше склоняется к примитивному искусству — цвета предметов становятся яркими и неестественными, контуры жесткими. А основные сюжеты его работ склоняются к таинственному, часто к изображению древних мифов. Это очень нравилось художникам-символистам, и они даже объявили Гогена главой нового живописного направления. Также он привил фовистам любовь к экзотике.
Поль Гоген
«Я заимствую сюжет у природы или у самой жизни, используя его как предлог, и так располагаю линии и цвета, чтобы добиться гармонии, которая сама по себе не изображает ни одной реальной вещи и ни одной идеи. Но она заставляет вас размышлять, так же, как вас заставляет размышлять музыка»
Поле и дерево на фоне Мон Госье, 1889
Каждая картина Ван Гога — это целая притча. В то же время, для него характерно желание выразить в искусстве собственные переживания: отсюда и яркие цвета, и энергичный вихрящийся мазок, и искаженные формы. Эти приемы и отношение к живописи позаимствуют у Ван Гога художники экспрессионизма. А клубящиеся мазки и столкновение контрастных цветов впечатлят фовистов.
Винсент Ван Гог
«Я постоянно подпитываюсь природой. Я ее утрирую, я иногда изменяю предметы, но никогда не выдумываю всю картину целиком. Напротив, я нахожу ее уже существующей там. Нужно лишь выбрать то, что именно тебе нужно от природы»