Импрессионизм: за и против
Рождение новой эпохи в искусстве всегда знаменует кризис или смерть старой. В 1886 году на последней выставке импрессионистов ветер перемен чувствовался как никогда раньше. Нео- и постимпрессионисты, используя уроки «впечатленцев», сделали смелый шаг на неизведанную для европейского искусства территорию. Разберёмся, какие из находок предшественников новое поколение художников наследовало, в чём видело кризис и какие пути выхода из него предлагало.
Что нео- и постимпрессионисты заимствовали у предшественников, а за что критиковали
За что хвалили импрессионистов
находки, которые пригодились следующему поколению
Клод Моне. Набережная у Лувра. 1867
Они разрушили академический канон
Импрессионисты — первые художники, которые организованно противостояли «правильному искусству» официального Салона. В отличие от художников-академистов, для своих картин они выбирали низкие жанры: пейзажи, портреты обычных людей, сюжеты из городской жизни. А также создавали «незавершённые» по своей фактуре работы.

Нео- и постимпрессионисты продолжили удаляться от классического канона. Колорит их работ стал ещё более дерзким, а линии и формы начали искажаться. Как и предшественники, они отказались от исторических и мифологических сюжетов, но и окружающий мир интересовал их меньше, чем импрессионистов.

В работах нео- и постимпрессионистов появились элементы личного и воображаемого. Например, чтобы написать звёздное небо, Ван Гог обращался к своим мыслям и чувствам, а не просто отталкивался от увиденного во время работы на пленэре, как Моне.
Поль Сезанн. Море в Аненси. 1896
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Клода Моне. 1875
Они не боялись противостоять обществу
За импрессионистами закрепился образ художников-бунтарей: недооценённых гениев, которые должны выставляться на альтернативных Салону выставках. Обаятельные хулиганы-«впечатленцы» со временем склонили зрителей на свою сторону, несмотря на критику влиятельных журналов и газет вроде Le Figaro.

Нео- и постимпрессионисты так же противопоставляли себя официальному искусству, как и предшественники, хотя боролись с системой уже не так активно и не пыталось привлечь внимание светского общества, которое ходит на выставки. Художник нового поколения — скорее отшельник. Ван Гог затерялся в тихих рабочих городках на юге Франции, Сезанн получил прозвище «отшельник из Экса», а Гоген сначала уехал в холодную и малолюдную Бретань, а затем и вовсе в «потерянный рай» островов Полинезии.
Поль Сезанн. Автопортрет в берете. 1898–1900
Альфред Сислей. Церковь в море. 1889
Они сделали цвет главным элементом живописи
Благодаря импрессионистам цвет стал главным средством художественного выражения. Художники этого направления добавили в живопись яркие и светлые цвета: готический собор на их картинах мог стать нежно-розовым поздним вечером, а вода в реке — фиолетовым жарким летним днем. Но эти цвета не выдуманные, они передают реальность такой, какой её видит человеческий глаз.

Неоимпрессионисты поставили этот подход на научные рельсы: отдельными мазками они наносили на холст ещё более яркие краски, но эти оттенки все ещё описывали реальность. Постимпрессионисты пошли дальше. Цвет в их работах окончательно оторвался от реальности. Гоген стал писать розовые пляжи, а Ван Гог — обильно наносить зелёную краску на женское лицо в портрете своей матери.
Винсент Ван Гог. Церковь Сен-Реми. 1889
За что ругали импрессионистов
что, по мнению последователей, не удалось «впечатленцам»
Пьер Огюст Ренуар. Около моря. 1883
Они не философствовали
Искусство импрессионистов было приятным взгляду, однако не затрагивало социальные, религиозные и философские темы. Иногда казалось, что в работах этих художников не хватает глубины. На их полотнах мы видим компанию в кафе, портрет актрисы или отдыхающую пару на лодочке жарким летним днём.

Неоимпрессионисты и вовсе отказались от сложных идей, они подходили к своему искусству с чисто формальной стороны и больше интересовались техникой живописи, чем идеями. Их работы сложно обвинить в отсутствии философского смысла, подобно тому как сложно в том же обвинить математическую формулу.

Постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, напротив, в тех же пейзажах, портретах и городских сюжетах повествуют и о религии, и о философии и о социальных темах. После импрессионистов и неоимпрессионистов они вернули в искусство размышления на важные темы.
Винсент Ван Гог. Скорбящий старик. 1890
Клод Моне. Терраса в Сент-Андресе. 1867
Они создали новые догмы
Формально «школы импрессионистов» не существовало, но тесный круг общения позволял художникам учиться и заимствовать друг у друга манеру письма: индивидуальность мастеров в некоторых работах из-за этого пропадала. И хотя любителя театрального закулисья Эдгара Дега сложно перепутать с пейзажистом Альфредом Сислеем, Поль Гоген критиковал искусство импрессионистов за то, что «ещё одной догмой стало больше».

Если неоимпрессионистам не удалось справится с этой задачей, то каждый из постимпрессионистов точно нашёл собственное «я». Перепутать Поля Сезанна, Винсента Ван Гога и Поля Гогена практически невозможно! Их индивидуальный подход к искусству отражается даже в таком нейтральном жанре, как пейзаж: отличаются и техника, и колорит, и композиция картин.
Винсент Ван Гог. Монмартр. 1886
Винсент Ван Гог. Ночная терраса в Арле. 1888
Фотография Эдгара Дега. 1895–96
Они цеплялись за реальность
Импрессионисты пытались запечатлеть ускользающий от фотографии мир: изменение цвета под влиянием света. Но всё же они продолжали подражать реальности и передавать её такой, какой её видит человеческий глаз.

Пост- и неоимпрессионисты, в отличие от предшественников, намеренно отказались от любой попытки реалистично изображать окружающий мир. Неоимпрессионисты искали научный подход к искусству, за что, впрочем, их обвиняли в сухости картин. Постимпрессионисты, наоборот, обратились к эмоциональности человеческого восприятия мира, в связи с чем их критиковали за излишнюю экспрессивность картин. В обоих случаях это была критика за отказ от «подражания реальности».
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1898
Жорж Сёра Канкан. 1889–90