Любят — не любят: мнение современников об импрессионизме
Эта памятка позволяет увидеть импрессионизм в разных ракурсах. С одной стороны, мы узнаем хронику жизни течения в его наиболее значимых событиях. С другой, убедимся, насколько неоднозначно современники относились к импрессионистам. А также проследим, как восприятие творчества художников постепенно менялось в кругах критиков.
1874
Первая выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и гравёров, бульвар Капуцинок, ателье фотографа Надара. Критик Луи Леруа пренебрежительно называет картину Клода Моне «импрессионизмом». Термин приживается.
1875
Аукцион-распродажа картин импрессионистов, отель Дрюо, 24 марта. Работы продаются в среднем по 144 франка. Художников продолжают критиковать, но появляется и первая положительная оценка.
1876
Вторая выставка импрессионизма, рю ле Пелетье, 11. Героический период жизни нового искусства. О выставке пишут именитые критики, Луи-Эдмон Дюранти пытается защитить импрессионистов от нападок.
Клод Моне
Впечатление. Восход солнца
Впечатление. Восход солнца. Ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! <...> Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!
Луи Леруа, Le Charivari
Камиль Писсарро
Иней
Это борозды? Это иней? Да это какие-то бесформенные скребки по грязному холсту! Где тут начало и конец, где верх и низ, где зад и перед?
Луи Леруа, Le Charivari
Камиль Писсарро
Отдыхающие жнецы
Импрессионисты производят то же впечатление, какое производит кошка, разгуливающая по клавишам пианино, или обезьяна, случайно завладевшая коробкой красок
Альбер Вольф, Figaro
Пьер Огюст Ренуар
Понт-Неф
Всё это как бы маленькие фрагменты зеркала жизни: подвижные, красочные, скромные и чарующие явления, отражающиеся в них, весьма заслуживают одобрения и похвалы
искусствовед Филипп Бюрти
Альфред Сислей
Наводнение в Марли
Открытие импрессионистов, по существу, заключается в признании того, что сильный свет <...> имеет тенденцию свести цвета к тому световому единству, при котором семь цветов спектра превращаются в единый бесцветный блеск
Луи-Эдмон Дюранти, La nouvelle Peinture
Пьер Огюст Ренуар
Обнаженная в солнечном свет
Улице Лепелетье не повезло, на квартал обрушилось новое бедствие. У Дюран-Рюэля только что открылась выставка так называемой живописи. <...> Я знаю кое-кого из этих несчастных импрессионистов, это очаровательные, глубоко убеждённые молодые люди, которые всерьёз воображают, что нашли свой путь. Зрелище это угнетающее...
Альбер Вольф, Figaro
1877
Третья выставка импрессионистов на рю ле Пелетье, 6. Художники мирятся с прозвищем «импрессионисты» и основывают еженедельный журнал L'Impressionniste, чтобы продвигать в нём своё творчество. Критика в Le Charivari по-прежнему едкая, чаще всего представлена в виде карикатур.
Карикатура Шама
Последние известия! Турки купили несколько работ на выставке импрессионистов, и будут их использовать в случае войны
Карикатура Шама в Le Charivari
1879
Четвертая выставка импрессионизма, авеню Опера. Внутренние разногласия ставят единство группы под угрозу. Отношение публики к творчеству художников тем временем меняется.
Эдгар Дега
Танцовщица в своей уборной
Импрессионизм? Он приводит себя в порядок и натягивает перчатки. Скоро его начнут приглашать на званые обеды
бывший критик импрессионизма, Шарль Тардье
Пьер Огюст Ренуар
Портрет актрисы Жанны Самари
Она (живопись) даёт мне ощущение природы во всей её неожиданной и напряжённой гармонии; сама природа обращается ко мне с картины, не вынуждая меня считаться с «талантом» художника
Эдмон Ренуар, La Vie Moderne
1880
Пятая выставка импрессионизма, рю де Пирамид. Импрессионизм побеждает критику, но губит себя: Моне и Ренуар в выставке не участвуют. Зато их работы теперь приняты в официальный Салон, успешно проходят персональные выставки художников направления.
Берта Моризо
Портрет молодой девушки
Нельзя не признать, что импрессионисты — серьёзные люди, наделённые живым художественным чувством, которое они выражают с большой свободой и широтой
Луи-Эдмон Дюранти
Клод Моне
Ледокол на Сене
Я импрессионист и намерен всегда им оставаться... Но только я очень редко встречаю истинных соратников. Небольшая группа превратилась в банальную школу, которая теперь открывает свои двери каждому встречному пачкуну
Клод Моне
1881
Шестая выставка импрессионизма, бульвар Капуцинок. Гнев на милость сменяют даже самые строгие критики, коллекционеры активно интересуются творчеством импрессионистов. Зато в кругу самих художников разлад всё усиливается и усиливается.
Пьер Огюст Ренуар
Девушка с веером
Выставляться с Писсарро, Гогеном и Гийоменом для меня всё равно, что выставляться с какой-нибудь потаскушкой
Пьер Огюст Ренуар
Камиль Писсарро
Продавщица каштанов
Немногие художники отличаются такой мощью и правдивостью
Гонзаг Прива, L'Evenement
1883
Седьмая выставка импрессионистов, улица Сент-Оноре, 251. Выставка Дюран-Рюэля проходит настолько успешно, что позволяет художникам устроить серию персональных выставок в Париже, Лондоне, Берлине, Роттердаме, Бостоне и Нью-Йорке. Несмотря на признание публики, сами художники переживают творческий кризис.
Пьер Огюст Ренуар
Завтрак гребцов
Мы видим, как мазок его становится всё более свободным и индивидуальным, его фигуры — более гибкими — их окружает всё больше воздуха, он купаются во всё более ярком свете. Мы видим, как художник непрерывно усиливает свой колорит и, словно играючи, добивается самых смелых цветовых комбинаций
Теодор Дюре
Клод Моне
Маннпорт, скала в Этрета, закат
То, что я делаю сейчас, не хуже и не лучше того, что я делал раньше. Но факт тот, что сейчас мне просто труднее даётся то, что прежде я делал с легкостью
Клод Моне
1886
Последняя восьмая выставка импрессионистов, улица Лафит. В манере письма самих импрессионистов происходят необратимые изменения. А Дюран-Рюэль организует первую успешную выставку импрессионистов в Америке. Феликс Фенеон публикует книгу «Импрессионисты в 1886 году».
Эдгар Дега
Ванная
Говорилось, что картины этой школы окончательно и абсолютно ничего не стоят… Однако публика отказалась принять доводы этих «знатоков»... Мы склонны обвинять джентльменов, которые снабжают картинами нью-йоркский рынок, в том, что они сознательно скрывали от публики художников, представленных ныне на выставке
New York Daily Tribune
Пьер Огюст Ренуар
Большие купальщицы
Люди, которые либо не решались купить Ренуара или Моне, либо платили за них всего несколько сот франков, теперь готовы были потратить на них столько же, сколько американцы. Поэтому постепенно их картины стали расти в цене, и одновременно увеличилось число коллекционеров
Поль Дюран-Рюэль
1874
1875
Аукцион-распродажа картин импрессионистов, отель Дрюо 24 марта: работы идут в среднем по 144 франка. Продолжающаяся критика и первая положительная оценка.
1876
Вторая выставка Импрессионизма, рю ле Пелетье, 11: героический период жизни нового искусства. О выставке пишут именитые критики, Луи-Эдмон Дюранти пытается защитить импрессионистов от продолжающихся нападок на новое искусство.
Клод Моне
Впечатление. Восход солнца
Впечатление. Восход солнца. Ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! <...> Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!
Луи Леруа, Le Charivari
Камиль Писсарро
Иней
Это борозды? Это иней? Да это какие-то бесформенные скребки по грязному холсту! Где тут начало и конец, где верх и низ, где зад и перед?
Луи Леруа, Le Charivari
Камиль Писсарро
Отдыхающие жнецы
Импрессионисты производят то же впечатление, какое производит кошка, разгуливающая по клавишам пианино, или обезьяна, случайно завладевшая коробкой красок
Альбер Вольф, Figaro
Пьер Огюст Ренуар
Понт-Неф
Все это как бы маленькие фрагменты зеркала жизни: подвижные, красочные, скромные и чарующие явления, отражающиеся в них, весьма заслуживают одобрения и похвалы
искусствовед Филипп Бюрти
Альфред Сислей
Наводнение в Марли
Открытие импрессионистов, по существу, заключается в признании того, что сильный свет <...> имеет тенденцию свести цвета к тому световому единству, при котором семь цветов спектра превращаются в единый бесцветный блеск
Луи-Эдмон Дюранти, «La nouvelle Peinture»
Пьер Огюст Ренуар
Обнаженная в солнечном свет
Улице Лепелетье не повезло, на квартал обрушилось новое бедствие. У Дюран-Рюэля только что открылась выставка так называемой живописи. <...> Я знаю кое-кого из этих несчастных импрессионистов, это очаровательные, глубоко убежденные молодые люди, которые всерьез воображают, что нашли свой путь. Зрелище это угнетающее...
Альбер Вольф, Figaro
1877
Третья выставка Импрессионистов на рю ле Пелетье, 6: они мирятся с «кличкой» и основывают еженедельный журнал «L'Impressionniste» в качестве рекламы своего творчества. Критика в Le Charivari по-прежнему едкая, чаще всего представлена в виде карикатур
Карикатура Шама
Последние известия! Турки купили несколько работ на выставке импрессионистов, и будут их использовать в случае войны
Карикатура Шама в «Le Charivari» от 28 апреля 1877 года
1879
Четвертая выставка Импрессионизма, авеню Опера. Внутренние разногласия по вопросам, что есть искусство, ставят единство группы под угрозу. Тем временем, отношение публики к творчеству художников меняется.
Эдгар Дега
Танцовщица в своей уборной
Импрессионизм? Он приводит себя в порядок и натягивает перчатки. Скоро его начнут приглашать на званые обеды
бывший критик импрессионизма, Шарль Тардье
Пьер Огюст Ренуар
Портрет актрисы Жанны Самари
Она (живопись) дает мне ощущение природы во всей её неожиданной и напряженной гармонии; сама природа обращается ко мне с картины, не вынуждая меня считаться с «талантом» художника
Эдмон Ренуар, La Vie Moderne
1880
Пятая выставка Импрессионизма, рю де Пирамид. Импрессионизм побеждает критику, но губит себя: Моне и Ренуар в выставке не участвуют. Зато их работы теперь приняты в официальный Салон и успешно проходят персональные выставки.
Берта Моризо
Портрет молодой девушки
Нельзя не признать, что импрессионисты - серьезные люди, наделенные живым художественным чувством, которое они выражают с большой свободой и широтой
Луи-Эдмон Дюранти
Клод Моне
Ледокол на Сене
Я импрессионист и намерен всегда им оставаться... Но только я очень редко встречаю истинных соратников. Небольшая группа превратилась в банальную школу, которая теперь открывает свои двери каждому встречному пачкуну
Клод Моне
1881
Шестая выставка Импрессионизма, бульвар Капуцинок (№ 35). Гнев на милость сменяют даже самые строгие критики импрессионизма, а коллекционеры активно интересуются их творчеством. В кругу самих художников разлад все глубже.
Пьер Огюст Ренуар
Девушка с веером
Выставляться с Писсарро, Гогеном и Гийоменом для меня все равно, что выставляться с какой-нибудь потаскушкой
Пьер Огюст Ренуар
Камиль Писсарро
Продавщица каштанов
Немногие художники отличаются такой мощью и правдивостью
Гонзаг Прива, L'Evenement
1883
Седьмая выставка импрессионистов, улица Сент-Оноре, 251. Успех выставки Дюран-Рюэля ошеломляет и позволяет устроить серию персональных выставок в Париже, а также в Лондоне, Берлине, Роттердаме, Бостоне и Нью-Йорке. Несмотря на признание публики, сами художники переживают творческий кризис.
Пьер Огюст Ренуар
Завтрак гребцов
Мы видим, как мазок его становится все более свободным и индивидуальным, его фигуры — более гибкими — их окружает все больше воздуха, он купаются во все более ярком свете. Мы видим, как художник непрерывно усиливает свой колорит и, словно играюч, добивается самых смелых цветовых комбинаций
Теодор Дюре
Клод Моне
Маннпорт, скала в Этрета, закат
То, что я делаю сейчас, не хуже и не лучше того, что я делал раньше. Но факт тот, что сейчас мне просто труднее дается то, что прежде я делал с легкостью
Клод Моне
1886
Последняя восьмая выставка Импрессионистов, улица Лафит. В манере письма самих импрессионистов происходят необратимые изменения. А Дюран-Рюэль организует первую успешную выставку импрессионистов в Америке. Феликс Фенеон публикует книгу «Импрессионисты в 1886 году».
Эдгар Дега
Ванная
Говорилось, что картины этой школы окончательно и абсолютно ничего не стоят… Однако публика отказалась принять доводы этих "знатоков"... Мы склонны обвинять джентльменов, которые снабжают картинами нью-йоркский рынок, в том, что они сознательно скрывали от публики художников, представленных ныне на выставке
New York Daily Tribune
Пьер Огюст Ренуар
Большие купальщицы
Люди, которые либо не решались купить Ренуара или Моне, либо платили за них всего несколько сот франков, теперь готовы были потратить на них столько же, сколько американцы. Поэтому постепенно их картины стали расти в цене, и одновременно увеличилось число коллекционеров
Поль Дюран-Рюэль
Первая выставка Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов, бульвар Капуцинок (д. № 35), ателье фотографа Надара. Первая критика Луи Леруа, где и появляется пренебрежительный термин «Импрессионизм».