Воскрешение Лазаря. Винсент Ван Гог. 1890
В основе картины Ван Гога — новозаветный сюжет о воскрешении Лазаря. Но в Новом завете тело Лазаря лежит в пещере, а у Ван Гога — в поле, да и Христа на картине нет. Вместо него под палящим южным солнцем у одра стоят две женщины — знакомые художника из Арля: миссис Роулин в зелёном платье и миссис Джину в тёмном платье с разноцветными полосками. Религиозный сюжет у Ван Гога становится частью повседневности, а повседневность, в свою очередь, обретает религиозную трактовку.
Винсент Ван Гог часто по-новому интерпретировал работы старых мастеров. Эту картину он написал по литографии Рембрандта ван Рейна, голландского художника XVII века. Постимпрессионист заимствовал композицию, чтобы, как и Рембрандт, «погрузиться в таинственность и говорить вещи, для которых нет слов ни на одном языке».
В работах Ван Гога цвет отвечает за общее настроение и создание атмосферы картины, а мазок лепит текстуру предмета.
Техника, которую использует Ван Гог, называется импасто. Его мазки объёмные и плотные. Они будто живут своей жизнью и придают картине вечное движение. Небо закрутилось вокруг солнечного диска, складки одежд вьются, занавес над могилой будто бы пламенеет. Всё это благодаря мазку.
© Van Gogh Museum, Amsterdam (Vincent van Gogh Foundation)
Воскрешение Лазаря. Рембрандт. 1632
© Los Angeles County Museum of Art